Главная новость

Кадры для регионов



В этот понедельник в Москве под председательством вице-спикера Государственной Думы РФ Ирины Яровой состоялось заседание президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ. Парламентарии обсудили актуальные проблемы обеспечения субъектов РФ квалифицированными кадрами.
 

В своём выступлении Любовь ЯРОВАЯ привела статистику по трудоустройству выпусников российских вузов.

По данным ВЦИОМ, 55% выпускников вузов считают, что с трудом смогут найти работу по специальности, а 20% молодых специалистов считают, что это вообще невозможно. При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата, число вакансий превысило 1,1 млн человек. Это рекордное значение с 2016 года. Получается, что система образования «учит» не тех специалистов. Как результат, получив невостребованное образование, молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности, полученной в вузе. По данным ВЦИОМ, и это тревожные данные, по специальности не работает 47% всех трудоспособных граждан России, — сообщила она.

Вице-спикер подчеркнула, что "вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения, поскольку носит несистемный характер".

Квота приема по целевому обучению на 2019 год по педагогическому образованию — 15% мест от общего объема контрольных цифр приема на бюджетные места, менеджмент – 10%, управление персоналом – 10%, социология – 10%. То есть 85% учителей или 90% менеджеров и социологов учатся на бюджетных местах, но механизм обеспечения их востребованности в профессии на уровне регионов отсутствует. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами, заключившими договор о целевом обучении, по факту вне конкурса и нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение, — заявила парламентарий.

В качестве решения проблемы Любовь ЯРОВАЯ предложила реализовывать  дополнительные меры помощи выпускникам вузов в трудоустройстве, а именно  публиковать  на едином сайте  все запросы регионов и работодателей, имеющих право заключать договоры о целевом обучении.

Каждый выпускник школы имел бы возможность на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности. Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами, желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны, — пояснила заместитель Председателя ГД РФ.

По мнению вице-спикера, "предлагаемая прозрачная и публичная система взаимодействия работодателя, регионов и граждан сформирует эффективный механизм наполнения бюджетных мест теми, кто реально придет работать по специальности в конкретный регион и создаст систему максимального соответствия запроса экономики и инвестиций в человека".

Вопрос подготовки квалифицированных инженеров затронул приняваший участие в заседании заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор КРЕСС.
 

Что касается инженерного образования, то важнейшим и актуальным инструментом должно стать внедрение в нашей стране механизма международной профессионально – общественной аккредитации образовательных программ. Первым и обязательным условием инженерной деятельности и в дальнейшем получение статуса профессионального инженера в развитых странах мира является получение высшего инженерного образования по программе, прошедшей профессионально-общественную аккредитацию в одном из аккредитационных агентств, признанных международными инженерными и инженерно-образовательными сообществами, — отметил он.

Министр просвещения РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА рассказала о федеральном проекте «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», подчеркнув, что главной его целью  является "модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных программ». Также министр сообщила о существенной (50 млрд. руб. из средств федерального бюджета) финансовой поддержке региональной системы СПО, которая будет оказана в ближайшие шесть лет.

О формировании профессиональных стандартов рассказал министр труда и социальной защиты РФ Максим ТОПИЛИН. В частности, он указал на необходимость во всех профессиональных стандартах предусмотреть разделы, связанные с работой в цифровом формате. Кроме того, министр подчеркнул важность соответствия системы подготовки кадров рынку труда.

Сейчас в стране действуют около тысячи трехсот профстандартов. Важно провести их актуализацию, за это выступает само профессиональное сообщество, —  заявил глава Минтруда.

По словам Максима ТОПИЛИНА, до конца 2020 года ведомство совместно с Минпросвещения и Минобрнауки планирует создать систему по мониторингу трудоустройства выпускников высших образовательных организаций. ​На сегодняшний день сведения о трудоустройстве выпускников формируются по результатам опросов вузов. Предполагаемая система будет базироваться на сочетании данных о дипломе и уровне заработной платы, а также информации от работодателей.

P.S. Участники заседания также обсудили результаты работы в 2019 году и наметили планы на следующий. Так, например, Любовь ЯРОВАЯ  предложила рассмотреть возможность отказа от болонской системы. По ее словам, до сих пор в законе нет определений бакалавра и магистра, «потому что разграничить это искусственное деление невозможно», и в этой ситуации пора разобраться.

По информации сайтов council.gov.ru, duma.gov.ru, fulledu.ru,news.mail.ru

Фото: council.gov.ru

ОТ РЕДАКЦИИ: Запись заседания можно посмотреть по ссылке: www.youtube.com/watch?v=a0Okc3MvuZY

высшее образование рынок труда региональное развитие трудоустройство молодёжи бизнес и образование