Обзор СМИ

Монологи о науке



Национальным проектом «Наука» поставлена цель вхождения России к 2025 году в число пяти ведущих научных держав мира. В прошлом номере редакция «АО» обратилась к представителям научно-педагогического сообщества России с просьбой назвать критически важные для достижения поставленной цели условия и обозначить особенно значимые для благоприятного развития создаваемой в российских вузах науки аспекты. В продолжение темы участники дискуссии поделились мнением о ключевых для университетской науки проблемах, рассказали о том, какие правовые новации и фундаментальные принципы должны быть отражены в новом законе о научной и научно-технической деятельности.

БАРАНИЧЕНКО Наталья Васильевна, проректор по научной работе Белгородского государственного института искусств и культуры: 

– Вовлечение в исследовательскую работу студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов – важный компонент деятельности современного вуза. По сравнению с образовательной, НИР в российских вузах на данный момент носит второстепенный характер. Это отражается как на кадровом потенциале, так и структуре расходов учреждения. Источник финансирования во многих случаях – государственный бюджет.
Для того чтобы вузовская наука заняла достойную нишу, необходимо: 

  • позиционирование её в качестве базовой площадки для подготовки востребованных исследователей;
  • создание тесной взаимосвязи c наукой академической и отраслевой; 
  • осознание необходимости исследовательской активности для реализации качественных и востребованных образовательных программ;
  • повышение статуса профессии преподавателя-исследователя.

ЕЛУГАЧЕВ Павел Александрович, проректор по научной работе Томского государственного архитектурно-строительного университета:

– Главным вызовом и проблемой университетской науки можно считать низкий уровень «коммерциализации инноваций». Преодолеть разрыв между лабораторным образцом и промышленной установкой, сформировать из образовательного проекта стартап, разработать в процессе проектного обучения решения для действующего производства, внедрить их – вот задачи, которые университетская наука должна и может успешно решать. Механизмами решения этих задач могут быть вовлечение в научные группы специалистов с производства, создание междисциплинарных исследовательских групп, проектирование научных разработок с учетом необходимости разработки решений для их полного внедрения.

– В первую очередь, хотелось бы отметить, что в систему нормативных актов, описывающих научную деятельность в России, входят такие документы, как паспорта национальных проектов РФ, Стратегия научно-технического развития РФ, Стратегия национальной технологической инициативы и ряд других. Все они декларируют и описывают целеполагание и взаимодействие участников научной деятельности. При этом важно, чтобы реальная работа не заменялась формальными показателями. Необходимо исполнение нацпроектов не только по букве, но и по духу. Ключевой вопрос здесь – финансирование. Следует повышать доли расходов государственного бюджета на научную деятельность, возможно, через конкретные налоговые механизмы. Также крайне важно развивать систему подготовки кадров высшей квалификации, создавать и модернизировать инфраструктуру, приборную и экспериментальную базы. 

КАРПИК Александр Петрович, ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий (г. Новосибирск):

– Главный вызов и проблема отечественной университетской науки – это отнесение основной части профессорско-преподавательского состава к категории педагогических работников. Несмотря на то, что занятие научной деятельностью отражено в квалификационных требованиях, при оплате ППС учитывается только объём преподавательской работы в часах. По причине того, что научная деятельность конкретно не определена и отдельно не оплачивается, плотно загруженным учебным процессом преподавателям катастрофически не хватает времени для систематического и глубокого занятия научными исследованиями.
Решение этой проблемы видится в реорганизации системы планирования, учёте и оплате деятельности ППС с разделением на педагогическую и научную, взвешенном измерении и анализе исследовательской полезности работы профессоров и доцентов. При этом следует руководствоваться адекватными критериями оценки эффективности научных разработок. У сотрудника вуза должен быть выбор: либо он занимается наукой и, может быть, немного преподаванием, либо работает с обучающимися и немного занимается наукой.
К другим вызовам можно отнести выявление и повсеместное вовлечение в научную деятельность действительно талантливой молодежи, плохо организованный процесс воплощения и доведения до практического применения новых идей и технических решений.
В новом законе должны быть отражены такие правовые новации и фундаментальные принципы, как включение вузов и вузовских учёных в перечень субъектов научной деятельности наряду с научными работниками и академическими институтами. Также необходимо регламентировать специфику научной деятельности ППС в её сочетании с деятельностью педагогической. Это позволит существенно усилить научную составляющую в общей профессиональной деятельности преподавателя университета, задействовать огромный научный потенциал вузов для достижения поставленной цели – вхождения России к 2025 году в число пяти ведущих «научных держав» мира.


КАРПОВ Вячеслав Анатольевич – руководитель проектов команды «EasyChem», председатель центра образовательных и научных инициатив «Развитие» (Свердловская область):

– На мой взгляд, основная проблема не только университетской науки, но и всего российского образования заключается в том, что учителя, преподавателя и учёного заставляют заниматься не своими прямыми обязанностями. Например, заполнять огромное количество бумаг, выполнять заоблачные показатели, даже мыть окна. Нередко для участия в грантах и конкурсах бывает необходимо собрать информацию, которой исследователь не располагает: бухгалтерскую отчетность организации, сведения о ранее поданных заявках и тому подобное. В случае победы приходится не только самостоятельно оформлять все документы, но и заниматься приобретением оборудования, материалов, заключением договоров и прочим, на что может уйти не один месяц из-за процедур госзакупок, тендеров и внутренних регламентов организации. В результате времени на выполнение самого исследования почти не остается. А ещё нужно отчитаться за проделанную работу…
Считаю, что в рамках нового закона о научной и научно-технической деятельности необходимо:

  • разделить научную работу и преподавание в вузах;
  • освободить научных работников от исполнения сторонних задач, которыми должны заниматься ведомства университетов (по опыту европейских стран и США);
  • обеспечить достойный уровень оплаты труда как для уже состоявшихся научных сотрудников, так и для молодых учёных;
  • утвердить перечень профильных и приоритетных конференций, которые необходимо проводить на территории РФ; 
  • выработать программу стимулирования и привлечения в науку российских и зарубежных студентов;
  • разработать государственную программу софинансирования командировок для участия ППС в конференциях и совместных с зарубежными коллегами научных проектах.

МЕРЗЛЯКОВА Галина Витальевна, ректор Удмуртского государственного университета:

– Сегодня главным вызовом для университетской науки и университетов в целом является цифровизация. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» государство ставит задачу использования цифровых технологий во всех отраслях экономики, при этом в ИКТ-сфере наблюдается серьёзная нехватка квалифицированных кадров. 
В этой связи перед образовательными организациями высшего образования возникает необходимость трансформироваться в цифровые университеты, а основной задачей становится подготовка специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. В цифровом университете формируется информационная образовательная среда, в которой будущие выпускники приобретают навыки работы с цифровыми технологиями. Руководство такого вуза должно обеспечивать обучающихся, преподавателей и сотрудников доступными сервисами, которые используются в организации учебного процесса и коммуникации, фиксации цифрового следа, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий.
Так как уровень цифровизации в российских вузах очень разный, а в значительной части университетов кадры и материальная база не вполне соответствуют новым требованиям, их переход на рельсы цифровой экономики – вызов не только главный, но и очень серьёзный.

– Главная задача этого закона – создание механизмов, способных обеспечить готовность нашей страны к вызовам времени, гармонизирующих имеющие отношение к инновациям направления государственной политики, а также формирующих условия для развития инновационной деятельности. 
Научно-педагогическое сообщество ждёт от государства уменьшения забюрократизированности управления научной и инновационной деятельностью, формирования сбалансированной системы стимулов государственной поддержки ученых и научных коллективов, материально-технической базы для научных исследований и обеспечения доступа к ней на равных условиях.
Среди важных направлений регулирования также можно выделить необходимость приведения понятийного аппарата в соответствие с международными стандартами, регулирование экспертной деятельности в сфере науки и инноваций, нормирование стратегического планирования в сфере науки, обеспечение нормативной базы для эффективного распределения финансовых средств. 

РЕПИНЕЦКИЙ Александр Иванович, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета:

– Могу говорить только относительно гуманитарной университетской науки. Требование привлекать постоянные инновации не совсем приемлемо к научной деятельности гуманитарных вузов в целом, и к вузам педагогическим в частности. Основной потребитель нашего научного продукта – это образовательные организации: от дошкольных до высших. Система общего образования активно использует новую методику, результаты исследований и разработок учёных университета, но лишена возможности их инвестировать. Решить эту проблему можно путём расширения государственного заказа (в частности, педагогическим вузам) на разработку проблем общего образования. 
В новом законе о научной и научно-технической деятельности необходимо чётко определить долю государственного бюджета, направляемую на развитие научной деятельности и системы образования. Не рассматривать вузы как учреждения по привлечению инвестиций и зарабатыванию денег. Законодательно закрепить положение, согласно которому развитие науки будет являться приоритетным направлением политики государства, а также закрепить за вузами их социальный статус.

Источник: akvobr.ru
 

аккредитация в образовании вузовская наука наука развитие науки российская наука