Аналитика
"Образование не создает стимулов для инноваций"
17 декабря в НИУ ВШЭ на "вторичном" семинаре эксперты обсудили тренды в области исследований образования и вызовы, которые стоят перед образовательными системами. Основной доклад «Почему исследования идут в разрыве с изменениям в образовании?» представил глава отдела инноваций и измерений прогресса в образовании ОЭСР Дирк Ван Дамм.
Дирк Ван ДАММ, глава отдела инноваций и измерений прогресса в образовании ОЭСР:
Я буду выступать со смелыми, противоречивыми и, где-то, может быть, даже провокационными и немного преждевременными заявлениями. Это послужит стартом к обсуждению, потому что главная наша цель – пересмотреть существующие исследования об образовании.
За последние десятилетия, например, в отличие от здравоохранения, мы не сформировали доказательную базу в науке об образовании. В то же время интерес к этим сведениям у государства слишком высок. В этом я вижу проблему. Получается замкнутый круг: политики не могут ответить на вопросы об образовании в достаточной степени, потому что хотят оперировать данными, которых не существует.
Сейчас общее количество публикаций по образованию в год подходит к 70 тысячам. Но с качеством – проблема. До 13% статей по образованию воспроизводят друг друга. Похожая ситуация в психологии, которая резко отличается от той же медицины. Проблема и в том, что сложно в образовании организовать эксперимент. Повторить исследование практически невозможно: результаты бывают диаметрально противоположными.
В этой области сильны «модные идеи», тренды, мифы. Мы подвержены то одной, то другой «теории». Например, когда я начинал академическую карьеру, была популярной теория учебных стилей. Сейчас мы знаем, что это – полная чепуха. Но сколько еще таких идей, которые считаются краеугольным камнем совершенно безосновательно. Часто образовательные методики оценивают, работают по этим методикам. Между тем оценка должна проходить независимо от тех, кто осуществляет инновацию.
Учителя нуждаются в теории образования, они готовы учиться инновациям. По результатам мониторингов ОЭСР видно, что профессионалы-практики ощущают недостаток новых знаний для развития. Но встает проблема: в педагогике «реальное», эмпирическое знание ценится выше теоретического. Если продолжить сравнение с медициной, то ситуация выходит обратная. Врачи могут полагаться на практические научные исследования для восполнения недостатка теории, а практическая работа учителей часто противоречит теоретическим выкладкам.
И получается, что образование не создает стимулов для инновации. Напротив, развивает конформизм и традиционализм. На данных TALIS 2013 видно – только четверть учителей верят, что они могут быть новаторами в образовании и это будет вознаграждено. Большинство учителей говорят, что их вознаграждают за конформизм. Часто молодому педагогу говорят: «Забудь все, чему тебя учили в институте, и учись в реальном мире».
Все чаще можно услышать от политиков: мы вкладываем в исследования огромные деньги, а результатов нет. Например, в США, где образовательные исследования интенсивны с начала 70-х годов, инвестируются миллиарды долларов, качество знаний, успеваемости и образования студентов остается неизменным. Нет никакой отдачи.
В чем же причины? Я выделяю несколько:
- Научные знания адекватны, но не реализуются из-за отсутствия каналов передачи, неправильных политических решений и «мертвой хватки» существующей практики.
- Научные знания адекватны, но они проигрывают битву профессиональным знаниям, неявным знаниям и другим конкурирующим видам знаний.
- Научные знания адекватны, но теряют силу и авторитет при переходе от «стерильной» исследовательской среды к реальной учебной практике.
- Само научное знание неадекватно, потому что его научные основы недостаточны.
Каким образом вернуть надежную доказательную базу в исследования об образовании и помочь реальным изменениям в обществе?
Считаю, что изменить мир поможет новая «наука об обучении», основанная на исследованиях мозга, нейробиологии, когнитивной психологии, генетике, компьютерных и информационных науках, машинном обучении и искусственном интеллекте.
Она уверенно сможет конкурировать со старыми педагогическими науками, которые сильно субъективированы. Весь этот новый комплекс «новой науки» должен поставить обучение на первое место, сосредоточиться на фундаментальных строительных блоках и механизмах, и посмотреть, какие вмешательства способствуют или мешают обучению. В итоге мы получим строгие методологии, сопоставимые с биомедицинскими и психологическими науками. Все это должно помочь нам всегда выбирать сторону ученика, а не системы образования.
По информации сайта ioe.hse.ru
ОТ РЕДАКЦИИ: Запись семинара доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=mpnU43uAjTQ&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3ovJ-Mm0aj60RGC1CS6VJcTYN-D5NMZq5pBFDoYwwqiH5VRYa9SJZcUdA
стратегия развития образования наука об образовании инновации в образовании