Главная новость

Недостатки и риски нацпроектов



 Счётная палата проанализировала исполнение восьми из 13-ти национальных проектов и выявили их основные недостатки, а также риски недостижения поставленных целей. Согласно мониторингу, особое беспокойство вызывает нацпроект «Экология»; лучше всего дела обстоят с нацпроектом «Культура». По нацпроектам «Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Международная кооперация и экспорт» и «Цифровая экономика» отчёты предоставлены не были. Как пояснили в контрольном ведомстве, промежуточные итоги по этим нацпроектам были подготовлены в апреле 2019 года, и на текущий момент предоставленная в них информация устарела.

В целом аудиторы отмечают необходимость более четкой отстройки «проектных вертикалей» и более жесткой увязки целей и показателей федеральных проектов с целями «майского указа» президента. В ряде случаев указывается и на  проблемы с соответствием инструментов целям нацпроектов.

Так, в заключении о нацпроекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"  отмечено, что «предлагаемые <…> мероприятия» уже входили в госпрограмму "Экономическое развитие и инновационная экономика" и приоритетный проект "Малый бизнес" и «не оказали существенного влияния на рост численности занятых в сфере МСП" (а сама эта численность на 10 августа 2019 года оказалась на 450 тыс. человек ниже стартового показателя нацпроекта в 19,2 млн. человек на июль 2018 года). Также приводятся примеры несовершенства управления нацпроектом. К примерку, опаздывающая статистика "не позволяет своевременно принимать необходимые управленческие решения", отсутствует и "методики отраслевой оценки влияния реализации мероприятий федеральных проектов на численность занятых в МСП и вклад сектора МСП в ВВП". При этом бюджетные ассигнования на НП на 1 ноября 2019 года исполнены на 62,6% (37,9 млрд. руб.). Примечательно, что данные претензии в той или иной комбинации характерны и для других нацпроектов.

Отчеты за десять месяцев по пяти нацпроектам — «Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Международная кооперация и экспорт» и «Цифровая экономика» — Счетная палата не представила. Промежуточные итоги по этим нацпроектам были подготовлены в апреле, и на текущий момент предоставленная в них информация устарела

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3
Отчеты за десять месяцев по пяти нацпроектам — «Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Международная кооперация и экспорт» и «Цифровая экономика» — Счетная палата не представила. Промежуточные итоги по этим нацпроектам были подготовлены в апреле, и на текущий момент предоставленная в них информация устарела

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3
недостижения поставленных целей

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3
недостижения поставленных целей

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3

В отношении нацпроекта "Наука" аудиторы указывают, что его результаты напрямую зависят от финансирования за счет внебюджетных средств, которые не гарантированы. В общем объеме финансирования доля внебюджетных средств в среднем составляет 36% в 2019–2024 годах, а к 2024 году должна превысить 50%. Эксперты подчёркивают, что механизмы привлечения, обоснования и детализации источников внебюджетных средств до сих пор не созданы, а при их отсутствии или неполном вложении высок риск недостижения целей нацпроекта.

В отчёте отмечается системный риск фундаментального недофинансирования российской сферы исследований и разработок по сравнению со странами — лидерами научно-технологического и инновационного развития. Согласно экспертам, финансовое обеспечение мероприятий по созданию передовой инфраструктуры для научных исследований, включая развитие установок «мегасайенс», недостаточно для осуществления масштабных научных прорывов.

По мнению аудиторов, один из целевых показателей нацпроекта «Наука» — присутствие России в топ-5 стран по удельному весу в общем числе заявок на получение патентов — "не означает роста практического применения патентов". Аналогичная ситуация характерна также для научных статей, где место России по удельному весу статей «не отражает реальный уровень развития научных исследований.


Что касается нацпроекта «Образование», то аудиторы указывают на  отсутствие в нём  задач по сокращению неравенства между школами и преодолению образовательной неуспешности. Также отсутствует целевой ориентир по ликвидации кадрового дефицита преподавателей; не предусмотрены мероприятия по обновлению или созданию инфраструктуры для использования современных технологий обучения, тогда как, по мнению экспертов, эти задачи значимы с точки зрения вклада образования в социально-экономическое развитие страны.

В рамках образовательного нацпроекта не затронуты вопросы эффективности региональных высших образовательных организаций. По данным аудиторов, в трети регионов отсутствуют вузы с наивысшими баллами ЕГЭ у зачисленных студентов, а во многих региональных вузах нет собственных исследований или они слабы.

Обращается внимание и на дисбаланс в расходах бюджетных средств. Основная их часть идет на текущие расходы: в период 2016–2018 годов 70% расходовалось на заработную плату и лишь 1,7% — на приобретение оборудования и капитальный ремонт.

По материалам сайтов www.ach.gov.ru, www.rbc.ru, www.kommersant.ru

наука образование государственная политика