Соцсети

Мы ждём перемен



Экспертная оценка изменений в сфере образования, улучшение условий труда ППС вузов, переформатирование высшей школы и СПО, риски нацпроектов, отход от ректорских монархий и феодализма учёных советов. Об этом и не только читайте в дайджесте новостей от Сообщества преподавателей вузов и ссузов России "КафедрУМ".

   СОЦИАЛЬНАЯ повестка стала центральной в послании Президента РФ Федеральному собранию. Ряд изменений, озвученных в выступлении главы государства, коснулся и сферы образования. Уже с 1 сентября 2020 года Владимир Путин предложил ввести дополнительные выплаты для учителей, которые занимаются классным руководством, поручил правительству совместно с регионами оценить необходимое количество дополнительных мест в школах, а также ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, преимущественно региональных (www.kremlin.ru/events/president/news/62582).

Президент отметил необходимость сохранения доступности очного высшего образования, участия бизнеса и работодателей в развитии региональных университетов для подготовки современных кадров с целью решения крупных научно-технологических задач, развития высокотехнологичных отраслей и реализации амбициозных научно-технологических программ, в том числе в области искусственного интеллекта (5top100.ru/news/116461/). Эксперты полагают, что эти и другие инициативы весьма своевременны (futurerussia.gov.ru/…/nuznye-mery-eksperty-ocenili-znacimos…).

  ПЕРЕСМОТРЕТЬ классические образовательные программы в вузах в сторону большей персонализации и индивидуализации предложил экс-глава Минобрнауки РФ Михаил Котюков в ходе дискуссии на IX Гайдаровском форуме (indicator.ru/…/kotyukov-peresmotret-vysshego-obrazovaniya-1…).
Также он заявил, что в ближайшее время министерство подготовит предложения по реализации механизма, который позволит студентам выбирать новое направление обучения после второго курса (www.sib-science.info/…/minobrnauki-razrabotaet-mekhanizm-16…). Кроме того, ведомство готово к изменениям порядка приема в медвузы, о которых говорил Президент РФ в послании Федеральному собранию, но надо приложить усилия, чтобы сделать соответствующие рабочие места привлекательными для выпускников университетов (na.ria.ru/20200115/1563443854.html).

   УНИВЕРСИТЕТЫ могут обязать заключать трехлетние договоры со штатными преподавателями. Изменения в системе трудовых договоров вузов планируется обсудить в феврале. Если их примут, на год можно будет нанимать только совместителей или работников без опыта (iz.ru/…/tri-goda-v-dome-v-rossii-mogut-izmenit-usloviia-tru…). По мнению замминистра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, долгосрочные контракты должны быть у 70% профессоров. Эта мера позволит обеспечить стабильный кадровый состав университетов и будет способствовать улучшению условий труда ППС (rg.ru/…/70-procentov-professorov-stanut-postoiannymi-sotrud…). Пока же преподаватель современной российской высшей школы чувствует себя некомфортно, и связано это не только с отсутствием у него уверенности в завтрашнем дне из-за краткосрочного контракта (m.realnoevremya.ru/…/162842-natalya-chudova-o-reformah-v-ob…).

Колледжи и техникумы переформатируют под нужды регионов: молодые люди должны иметь возможность получать современные знания, чтобы начать успешную карьеру, не покидая малую родину. Соответствующую концепцию в Минпросвещения РФ обещают подготовить летом этого года (edunovosti.ru/fill-in/1110.)
  Перемены запланированы и в отношении зарплат учителей, ФГОС, бюрократической нагрузки, других насущных вопросов общего и среднего профессионального образования. Не останется без внимания и самый важный на сегодня вопрос. По мнению обозревателя «Комсомольской правды» Александра Милкуса, новый глава ведомства Сергей Кравцов будет «добиваться честного повышения качества образования» (www.kazan.kp.ru/daily/27081/4153022/…).
Что касается пришедшего на место руководителя родственного ведомства Валерия Фалькова, в первую очередь от него ждут реализации задачи по интеграции академической и вузовской науки (www.kommersant.ru/doc/4226605…). Проблема их разъединенности давно назрела, а наладить диалог, с точки зрения президента РАН Александра Сергеева, до сих пор не получается (rg.ru/…/prezident-ran-nado-vernut-nam-pravo-zanimatsia-nauk…). Одна из причин такого состояния дел – «захват» интеллектуальной собственности научно-исследовательских институтов вузами (www.mk.ru/…/akademiki-pozhalovalis-na-vuzy-voruyut-nauchnye…).

   НЕДОСТАТОЧНЫМИ сочли аудиторы Счётной палаты расходы бюджета на образование – всего 3,6% ВВП. Согласно промежуточным результатам мониторинга, на 1 ноября 2019 года кассовое исполнение мероприятий нацпроекта «Образование» составило 73 814,5 млн. рублей (audit.gov.ru/…/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D…). С исполнением нацпроекта «Наука» также «всё сложно». Эксперты отмечают системный риск фундаментального недофинансирования российской сферы исследований и разработок по сравнению с государствами-лидерами научно-технологического и инновационного развития (www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3).
   Системные недостатки выявила ещё одна проверка контрольного ведомства, осуществленная на базе опорного Владимирского государственного университета им. Столетовых и классического Ивановского государственного университета в рамках комплексного анализа деятельности вузов. Основной фактор, сдерживающий, по мнению экспертов, развитие этих университетов, – ограниченность ресурсов для обновления и развития материально-технической базы, обеспечивающей их привлекательность на рынке образовательных услуг (audit.gov.ru/press_center/news/39754).

  ЗАКОН, позволяющий президенту переназначать одного и того же человека ректором МГУ или СПбГУ неограниченное число раз, вступил в силу. Это событие снова оживило дискуссию о том, нужно ли вообще назначать ректоров или они должны быть избираемы коллективами университетов (doxajournal.ru/uni/rector_principle). Примечательно, что сегодня в российской высшей школе уже делаются попытки построить полифонический университет, что знаменует начало постепенного отхода от ректорских монархий и феодализма ученых советов (www.ng.ru/vision/2019-12-25/8_7761_vision.html). В противном случае застой по всем фронтам обеспечен (ewizv.ru/…/glavnye-vuzy-rossii-zastoy-stabilnost-ili-proryv…), а это, как показывает практика некоторых вузов, приводит к печальным последствиям (news.rambler.ru/…/43537407-skandal-v-vshe-esli-samoupravle…/).

  УВЕЛИЧИЛАСЬ численность иностранных студентов с 153 тыс. человек до 297,9 тыс. за последние девять лет. Согласно статистике Минобрнауки РФ, граждане из-за рубежа сегодня обучаются в 688 российских вузах и 465 их филиалах (nauka.tass.ru/nauka/7562175). Преумножить достигнутые результаты должен помочь законопроект, который позволит иностранным студентам, обучающимся в России, работать без специального разрешения (vogazeta.ru/…/11261-gosduma_prinyala_zakon_o_trudoustroystv…).
  Этот документ – один из инструментов достижения поставленной в федеральном проекте «Экспорт образования» задачи – к 2024 году удвоить количество обучающихся в России иностранных студентов. Другой шаг – обеспечение благоприятных условий для их комфортной жизни и социализации, ведь «образование – это не только процесс получения ромбика на лацкан», но и среда обитания (gaidarforum.ru/…/okhota-za-golovami-kak-rossiya-mozhet-uve…/). Привлечению абитуриентов из-за рубежа также может способствовать увеличение стоимости образовательных услуг (дабы не отпугивать потенциальных обучающихся подозрительной дешевизной), либо же «обнуление» стоимости обучения и получения дохода на сопутствующих обучению услугах (futurerussia.gov.ru/…/nuzno-uvelicit-stoimost-obucenia-v-rf…).

Школа будущего должна быть «маленькая, с шестилетней началкой, дружными учителями, без буллинга и повального списывания», считают эксперты Московской высшей школы социальных и экономических наук (rg.ru/…/rossijskie-uchenye-rasskazali-kakoj-dolzhna-byt-ide…).
  Ещё один весьма значимый параметр – реализация внутришкольной системы профессионального развития педагогов, которым, впрочем, не помешает и материальная поддержка, а именно закрепление минимальной оплаты труда на законодательном уровне (fulledu.ru/…/5589_profsoyuze-predlozhili-zakrepit-minimalnu…), а также информационная – в виде единого портала дополнительного профессионального образования (futurerussia.gov.ru/…/v-rossii-nacal-rabotat-edinyj-portal-…) и платформы знаний для повышения цифровой грамотности (ioe.hse.ru/news/331585617.html…). В школах же настоящего сохраняется нехватка ресурсов и инфраструктуры. Многие директора отмечают, что у них не хватает кадров или у учителей недостаточная подготовка. Оставляет желать лучшего количество и качество учебных материалов (ioe.hse.ru/news/327580528.html).

Источник: www.facebook.com/kafedrum

владимир путин михаил котюков государственная образовательная политика школа СПО наука высшая школа образование госполитика в сфере науки марина боровская валерий фальков