Аналитика

Новая высшая школа России: проблемы и перспективы



Ольга НАЗАЙКИНСКАЯ, директор Центра трансформации образования (SEDeC) Московской школы управления «Сколково»:

В январском послании Федеральному Собранию Владимир Путин уделил немало внимания образовательной проблематике. Он выступил с рядом реформаторских предложений, включая возможность для студентов выбирать направление профессиональной подготовки, начиная с третьего года обучения. Эксперимент должен стартовать через год в нескольких региональных вузах. Новая схема создаст хорошие предпосылки для личностного развития наиболее инициативных и одарённых студентов, позволяя купировать несовершенства предуниверситетского периода в среднем образовании.

Опция выбора профессиональной специализации после второго курса обучения фактически означает переформатирование ставшей уже привычной схемы «4+2» (бакалавриат + магистратура) в «2+2+2». Этот сценарий отличается большей гибкостью и снимает один из барьеров для самых перспективных студентов. У них появляется возможность составлять программу обучения, исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений.

На первом этапе (первые два года) появится больше возможностей для самоопределения и получения более широкого образования, на втором и третьем — больше возможностей не только для углубления в выбранном профессиональном профиле, но и для освоения дисциплин из смежных или даже независимых профессиональных областей.

Так, жёсткий «каркас» заменяется «модульным конструктором», который учащиеся могут самостоятельно собрать, разумеется, при поддержке опытных наставников и тьюторов. Это в первую очередь актуально для мотивированных, но не определившихся в профессиональном плане абитуриентов, которые хотели бы максимально адаптировать учебный план к своим особенностям.

Было бы неверно рассматривать предстоящую реформу исключительно в контексте высшей школы. Предпосылки для неё должны закладываться ещё на финальной стадии среднего образования. Существует как минимум три блока проблем, которые становятся препятствиями на этом пути.

1. Сосредоточенность на ЕГЭ.

Зачастую образовательный процесс в двух старших классах сводится к тому, чтобы подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ. По сути, это подмена содержательной задачи — развития навыков и знаний, необходимых для дальнейшей жизни — сугубо формальной. Причём на неё расходуются все резервы времени. Такая ограниченность отрицательно сказывается на качестве образования и восприятия самой школьной программы.

2. Авторитарная инерция.

В российской школе до сих пор не приветствуется даже конструктивная дискуссия между преподавателем и учениками. Последние не мотивированы самостоятельно ставить и задавать вопросы, аргументированно отстаивать своё мнение, проявлять инициативу. Образовательная модель во многом строится на трансляции готовых знаний, которые затем необходимо воспроизвести на экзаменах. Открыто выражаемая самостоятельность в суждениях воспринимается как дисциплинарный недостаток.

3. Чрезмерный уровень родительского контроля.

Руководствуясь, безусловно, лучшими побуждениями, родители стремятся максимально загрузить учеников дополнительными занятиями — кружками, секциями, студиями, репетиторскими курсами — порой игнорируя пожелания и наклонности ребёнка. Так, столь важная часть жизни, как обучение проходит без учёта его мнения. В результате, многие ученики теряют мотивацию к учёбе, видя в ней лишь навязанную родителями рутину.

В то же время опыт индивидуальной работы даже с теми, у кого более чем посредственная успеваемость, показывает, что эти дети вполне могут ярко проявить себя — если предоставить им больше свободы в выборе занятия, привлечь к интересным и значимым проектам, позволить выступить с собственными инициативами.

Над устранением или смягчением этих факторов сегодня работают только отдельные педагоги. Вместе с тем, это должно стать частью повестки дня всех школьных управленцев (директоров и их ближайших сотрудников). Только в этом случае возможно будет в полной мере реализовать позитивный импульс, заложенный в инициативе президента.

Предлагаемая президентом инновация представляет собой трансфер в российскую образовательную практику подхода, который хорошо себя зарекомендовал в наиболее развитых странах, традиционно выигрывающих в конкуренции за самых талантливых студентов.

365 американских университетов применяют схему «2+2+2», втрое больше внедряют её отдельные элементы.

В Соединенном Королевстве она охватывает порядка 14% образовательных программ в высшей школе. В целом по Европе востребованность указанной схемы за последние 30 лет выросла в пять раз. В азиатских странах, отличающихся самыми высокими темпами экономического развития, также уделяется большое внимание «2+2+2».

Активация подобного сценария в российских вузах, безусловно, будет способствовать усилению их конкурентоспособности. С одной стороны, это удержит в стране, по крайней мере, часть одарённых студентов с высоким потенциалом профессиональной самореализации. С другой — привлечёт многих учащихся из-за рубежа, которых заинтересует возможность получить качественное образование в рамках индивидуализированного и гибкого формата.

В то же время применительно к российским реалиям реформа будет по-настоящему эффективной только при условии решения блока описанных выше проблем, с которыми сталкиваются школьники старших классов.

владимир путин реформирование образования высшее образование Сколково ольга назайкинская общее образование послание президента рф