Обзор СМИ
Итоги регионализации системы управления
За последние десятилетия в сфере российского среднего профессионального образования произошли существенные изменения. Глобальные – коснулись всех участников образовательного процесса. Экспертная группа НИУ ВШЭ при участии других заинтересованных сторон провела исследования, комплексно оценив трансформации и текущее состояние отечественной системы СПО. Аналитические материалы обобщены в докладе «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России».Чем завершился переход на региональную модель управления, и какие факторы повлияли на динамику охвата СПО?
ПОСТРОЕНИЕ советской системы профессионального образования на основе отраслевого принципа, как напоминают авторы доклада, породило многочисленные диспропорции в территориальном размещении образовательных организаций и их специализации. Отделенная от региональных и местных рынков труда, эта система с распадом плановой экономики начала работать вслепую, часто провоцируя безработицу и обостряя дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов.
Идея регионализации стала важнейшим ориентиром развития отрасли. Правовые основы этого процесса заложены в Федеративном договоре[1], в котором общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Главная идея реформы состояла в том, чтобы перестроить систему профобразования на основе региональных приоритетов. Предстояло интегрировать образовательные организации СПО в экономику регионов, ориентируясь на потребности и запросы местных рынков труда.
Вопрос о передаче системы СПО-НПО в региональное ведение вызвал широкое обсуждение и споры. Целесообразность этой меры, а также условия и порядок ее осуществления стали причиной разногласий. Эксперты приводят данные опроса, проведенного в 2004 году профильным комитетом Совета Федерации: только три региона (Самарская область, Москва, Агинский Бурятский автономный округ) безоговорочно поддержали передачу в регионы организаций НПО. В то же время 22 субъекта РФ высказались против такого решения. В их числе были многие области, принимавшие участие в эксперименте и получившие наглядное подтверждение того, что переданные в субъекты профессиональные училища оказались в худших финансовых условиях по сравнению с федеральными. Согласились с возможностью передачи организаций НПО на региональный уровень 56 регионов, но при выполнении со стороны федерального центра определенных условий, в первую очередь финансового характера.
В результате долгих дискуссий пришли к компромиссному решению. Одновременно с передачей в регионы образовательных организаций НПО-СПО министерство финансов должно было выделить дополнительные средства для каждого субъекта РФ на реализацию функций начального и среднего профессионального образования. Кроме того, было определено, что предстоящая регионализация не коснется образовательных организаций, готовящих рабочих и технологов для наукоемких и высокотехнологичных производств, предприятий оборонно-промышленного комплекса, транспорта и IT-индустрии. Базовые образовательные организации, выполняющие функции методических центров, также предполагалось сохранить в ведении Минобрнауки РФ. Таким образом, федеральный сегмент системы НПО-СПО должны были составить 1014 образовательных организаций СПО (39% от общего числа), а также 230 профессионально-технических училищ (6%).
Однако на завершающем этапе регионализации в 2008-2012 годах было принято решение о переводе всех образовательных организаций начального и среднего образования в ведение субъектов РФ[2]. Местным органам власти делегировали право самим выстраивать траекторию развития систем СПО, решать вопросы реорганизации, финансирования, назначения руководящего состава образовательных организаций. То есть осуществлять весь спектр административно-распорядительных функций, гарантируя право на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования. Решение общих вопросов, связанных с утверждением ФГОС, разработкой и реализацией целевых программ, перечней профессий и специальностей СПО, сохранилось за государством.
ИЗМЕНЕНИЯ параметров региональных систем среднего профессионального образования и демографическая ситуация в отдельных регионах в период 2005-2015 годов сильно повлияли на охват СПО в разных субъектах РФ. Авторы доклада НИУ ВШЭ сопоставили данные численности молодежи в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет и контингента СПО. Наибольшее падение численности молодых людей в Центральном федеральном округе наблюдалось в Ивановской и Смоленской областях. Депопуляция в этих регионах превысила 50%. Более благоприятная ситуация сохранилась в Курской и Московской областях, а также в Москве: 60,4%, по сравнению с 2005 годом. Количество студентов в Центральном федеральном округе с 913,6 тыс. упало до 600 тыс. человек.
В Северо-Западном федеральном округе численность молодежи резко уменьшилась (до 52%) в Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Чуть лучше сложилась ситуация в Калининградской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге. Количество студентов в СЗФО за указанный период сократилась с 379 тыс. до 252 тыс.
В Южном федеральном округе значительно (на 45,5-47,1%) сократилась численность молодежи в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, а также в Республике Калмыкия. Общая численность студентов системы СПО в Южном федеральном округе уменьшилась лишь с 390,3 тыс. в 2005 году до 301 тыс. в 2015 году. Но доля сокращения распределилась неравномерно. Так, Краснодарский край сохранил 89,5% контингента СПО, а Волгоградская область – 65,9%.
В регионах Северо-Кавказского федерального округа произошло наименьшее, по сравнению с другими округами, снижение численности возрастной когорты пятнадцати-девятнадцати лет. Общее количество студентов здесь уменьшилось незначительно: с 174,8 тыс. в 2005 году до 164 тыс. в 2015 году. Кроме того, в отдельных регионах наблюдалась противоположная тенденция: Ингушетия, Чечня и Дагестан значительно увеличили набор на программы СПО, что обеспечило прирост контингента профессиональных образовательных организаций на 77,9, 62,7 и 18,4% соответственно.
Наиболее сложная демографическая ситуация среди регионов Приволжского федерального округа сложилась в республиках Марий Эл (падение численности молодежи составило 52,5%) и Мордовия (50%), Ульяновской (53,3%), Кировской (51,6%) и Пензенской (49,8%) областях. В более благоприятном положении оказались Нижегородская, Самарская, Саратовская, Оренбургская области, Пермский край, а также Чувашская и Удмуртская республики, Башкортостан и Татарстан (от 43,8 до 48,9%). Численность студентов СПО в Приволжском федеральном округе сократилась с 997,2 тыс. до 655 тыс. Наиболее устойчивыми, c точки зрения удержания контингента СПО, оказались Республика Татарстан, сохранившая 82,1% студентов, Нижегородская (73,4%) и Самарская области (68,9%).
С наибольшей депопуляцией молодежи среди регионов Уральского федерального округа столкнулись Курганская (51,6%), Свердловская (47,2%) и Челябинская (46,9%) области. Численность студентов системы СПО здесь уменьшилась с 414,3 тыс. до 278 тыс. В Ямало-Ненецком автономном округе контингент СПО незначительно вырос, в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе сократился менее чем на четверть (21,6 и 17,1% к уровню 2005 года соответственно). Свердловская, Челябинская и Курганская области сохранили 57,7-67,2% студенческих коллективов СПО.
В 10 регионах Сибирского федерального округа – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Томская области, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, республики Бурятия и Хакасия – численность молодежи сократилась на 43,5-48,8%. Более стабильная демографическая ситуация сохранилась в республиках Алтай и Тыва (сокращение на 37,7 и 36,9% соответственно). Контингент образовательных организаций, реализующих программы СПО, в регионах Сибири уменьшился с 628,3 тыс. до 438 тыс.
Численность молодежи в 7 субъектах Дальневосточного федерального округа – Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области – сократилась на 47,1-52,8%. Показатели Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа составили 35 и 34%. Здесь численность студентов уменьшилась с 202,5 тыс. до 146 тыс. При этом в Республике Саха (Якутия) прием студентов на программы СПО увеличился на 3,9%.
Принимая во внимание представленные данные, авторы уверены, что изменение демографической ситуации явилось одним из ключевых факторов, повлиявших на положение региональных систем СПО в минувшее десятилетие. В результате сокращения численности молодежи разница по субъектам РФ составила от 16 и почти до 60%. Поскольку демографические показатели сокращались в большинстве регионов гораздо активнее, чем численность студентов СПО, это привело к значительному росту показателя охвата средним профессиональным образованием. Вклад в этот прирост отдельных регионов был не одинаков. В 2005-2015 годах 80% прироста обеспечили 36 субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Ростовская, Тюменская, Омская, Самарская, Саратовская, Томская, Тамбовская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, республики Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Чечня.
На статистику также повлиял тот факт, что значительная часть молодых людей – студентов СПО в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет осваивает программы средней школы. Кроме того, необходимо сделать поправку на отток молодежи в региональные центры с крупными университетами.
Образовательные организации использовали различные способы привлечения студентов, шел процесс адаптации к новым реалиям. Уменьшение числа абитуриентов, поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, как отмечают авторы книги, заставило региональные органы управления образованием пересмотреть образовательную политику. Была оптимизирована сеть профессиональных образовательных организаций, урезаны контрольные цифры приема, пересмотрены показатели эффективности.
В ближайшее десятилетие, до 2030 года, прогнозируется увеличение численности лиц в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет. Эксперты рекомендуют учесть это обстоятельство при долгосрочном планировании всех составляющих образовательной инфрастуктуры.
Отечественная система СПО трансформировалась параллельно с социальными и экономическими изменениями в обществе. Образовательные организации столкнулись с необходимостью самостоятельно «слышать сигналы», исходящие от рынка труда. А запросы работодателей способствовали качественным преобразованиям в сфере профобразования. Об одном из важнейших приоритетов государственной политики – обеспечении взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий – читайте в следующих номерах «АО».
Источник: akvobr.ru
молодые профессионалы СПО профессиональное образование подготовка кадров регионализация