Главная новость

Вице-премьер Татьяна Голикова рассказала Совету Федерации о нацпроектах «Образование» и «Наука»



демографическая ситуация. За 9 месяцев прошлого года убыль населения нашей страны, как сообщает официальный сайт Правительства РФ, составила 173,4 тыс. человек. Поэтому первоочередной задачей вице-премьер считает обеспечить естественный прирост населения и увеличить продолжительность жизни в России. На повышение качества жизни должен поработать и национальный проект «Образование».

 

Несмотря на убыль населения, по этому проекту планируется строить новые школы и реконструировать старые. Должно появиться порядка 25 тысяч новых мест только для сельских и поселковых школьников. Вероятно, это прежде всего коснется кавказских регионов, так как Голикова обмолвилась о том, что в Чечне, Ингушетии, Дагестане и Бурятии планируется избавить школьников от необходимости учиться в третью смену. На эти цели им уже в наступившем году из федерального бюджета направят порядка 11 млрд рублей.  На эти деньги должны возвести 59 школ, в которых смогут учиться дополнительно 35 тысяч детей.

 

Нацпроект поддержит рублем и многострадальную систему дополнительного образования, в которой к 2021 году должно появиться порядка 900 тысяч новых мест – причем не только в городах, но и на селе. Более всего «реанимирование» системы дополнительного образования коснется, по словам вице-премьера, регионов, где наиболее сложная ситуация. Населенные пункты, в которых проживает более 60 тысяч человек, могут рассчитывать на детские технопарки «Кванториум». Ну, а чтобы не обделить сельчан, для них предусмотрели передвижные «Кванториумы». В связи с этим правительство предполагает, что у 2024 году дополнительное образование в нашей стране охватит до 80 процентов детей. По крайней мере, на бумаге.

 

Система СПО к концу 2024 же года должна получить сеть, состоящую из 100 центров опережающей профподготовки и 5 тысяч современных мастерских, в которых будут приниматься демонстрационные экзамены. Это, уверена Голикова, повлияет на уровень подготовки в СПО.

 

Представитель Правительства РФ озвучила в Совете Федерации и конкретные суммы, полагающиеся некоторым регионам на качественное изменение ситуации в системе образования. Так, в наступившем году, по словам Голиковой, Алтайский край может рассчитывать на 504 млн рублей, Мордовия – на 517 млн, Забайкальский край – на 572 млн, Калининградская область – на 578 млн, Амурская область – на 658 млн, Курганская область – на 690 млн, а Хакасия – на 1 млрд 109 млн. При таком разбросе в финансировании интересно, что население Алтайского края в четыре раза больше, чем в Хакасии: 2 млн 350 тыс. человек против 537 тысяч. Походе, с образованием в Хакасии дело швах.

 

Университетам десяти субъектов РФ правительство обещает ежегодную  поддержку из бюджета – чтобы они стали конкурентоспособными, и абитуриенты учились в них, а не уезжали в поисках лучшей доли в большие города. Каким именно вузам повезет, пока остается загадкой. На каждый федеральный округ будет приходиться один такой университет. Подкинуть денег обещали (по всей видимости, существенно меньше) и еще 80 университетам из 40 регионов.

 

На поддержку из бюджета могут рассчитывать и научно-педагогические работники, разрабатывающие передовые образовательные программы для высшей школы. Правда, их всего будет 30 и то – из числа тех, кто работает в университетах из ТОП-200 международных рейтингов. Разработки будут распространяться по остальным российским вузам.

 

В рамках национального проекта «Наука» Правительство РФ намерено создать 15 научно-образовательных центров, которые займутся реализацией комплексных научно-технических программ и международных проектов по созданию крупной исследовательской инфраструктуры класса «мегасайенс». За счет инноваций, «зародившихся» в этих центрах правительство хочет обеспечить развитие экономики регионов. Причем Татьяна Голикова заявляет о «центрах мирового уровня».

 

Не менее «мирового» уровня должны стать и 16 научных центров, в том числе на территориях опережающего развития. А ведущие научные организации получат новую приборную базу, которая позволит им заниматься самыми передовыми разработками.

 

В общем, развитие отечественных сфер образования и науки обещано впечатляющее. В очередной раз. Хочется верить в то, что в ближайшие 5 лет оно хотя бы не станет хуже.