Официально

Вячеслав Никонов выделил семь основных пунктов предвыборной программы партии "Единая Россия" по разделам "Образование" и "Наука"



Уважаемый Дмитрий Анатольевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги, я начну с цитаты: «Любое правительство начинается с обучения молодёжи». Знаете, чья это цитата? Пифагора. За 2,5 тысячи лет, которые прошли с того момента, как великий самосиец произнёс эту цитату, актуальность её возросла, я думаю, многократно. В нашей программе очень много пунктов, связанных с развитием образования, науки, и я сегодня выделил семь основных пунктов, которые, как мне кажется, имеют наибольшую социальную значимость.

Первый – это доступность, качество школьного образования. И здесь, конечно, важнейший вопрос – создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям, как записано в нашей программе. Динамика хорошая: 2016 год – 63 новые школы, 49 тыс. мест, 2017 год – 83 новые школы, 53 тыс. мест и 2018 год – 186 и почти 100 тыс. мест. Но на 2019 год, по нашим сведениям, планируется ввести 98 школ, и мы опасаемся, что как бы тут не было замедления динамики. На самом деле проблема продолжает оставаться достаточно острой.

Вторая проблема – это качество образования сельских школьников. Дмитрий Анатольевич, Вы уже говорили о программе «Школьный автобус», которая очень важна. Всего с момента возобновления этой программы, что было предусмотрено в предвыборной программе партии, в школы поставлено 6755 автобусов. И, конечно, то, что Вы сегодня озвучили, 10 млрд дополнительных инвестиций в эту сферу – это очень серьёзная и качественная прибавка. Если мы говорим о сельских школах, то с мест звучит такая озабоченность: в ряде регионов финансовые органы рассматривают расходы на малокомплектные школы как неэффективные расходы и тем самым подталкивают к их закрытию. Где-то это оправданно, но во многих местах это не так.

Третий пункт, на который я обратил внимание в нашей программе, – это внимание одарённым детям, возможности для получения образования за счёт создания лицеев в составе ведущих вузов, специализированных научно-учебных центров. Здесь динамика очень хорошая. Организована реализация школьных программ в 85 вузах, в том числе в университетах, которые участвуют в программах глобальной конкурентоспособности, в опорных университетах. Но здесь с мест звучат просьбы о внесении корректировок в бюджетное законодательство, в межбюджетные отношения, и о возможности для регионов тоже финансировать программы, которые реализуются федеральными университетами. Это пункт, на который надо бы обратить внимание.

Создано довольно много сейчас учебных научных центров – СУНЦев. 100 школ сейчас начинают действовать под патронажем Российской академии наук. Очень хорошо развивается сеть «Кванториумов», технопарков (уже их 80 в 61 субъекте Федерации), и сейчас разворачивается программа мобильных технопарков – это тоже очень важно.

Четвёртый пункт нашей программы, о чём Вы тоже уже сказали, Дмитрий Анатольевич, – снизить бюрократическую нагрузку, сократить избыточную отчётность и контроль. По-прежнему кошмарят, к сожалению, действительно здо́рово. Тут, на мой взгляд, надо идти по двум направлениям.

Первое направление – это законодательно, нормативно определить исчерпывающий объём информации, которую должна предоставлять образовательная организация на своих интернет-ресурсах. Собственно, эта информация должна быть достаточной для всех, кто хотел бы получить какую-либо информацию от образовательной организации. Это первое.

Второе – что касается проверок: сейчас приходит кто угодно и когда угодно. Может быть, всё-таки предусмотреть возможность проведения плановых проверок одномоментно всеми проверяющими структурами, когда, собственно, школы принимаются – накануне учебного года. Эти августовские проверки могли бы быть единственными плановыми, что не исключало бы, конечно, и внеплановых проверок.

Пятый вопрос – оплата труда учителей. В программе мы записали: выполнить все обязательства по выплате заработной платы педработникам, обеспечить повышение социального статуса педагогов. Здесь, конечно, с одной стороны, поручение Президента, программа нашей партии выполнены: мы вышли на средний уровень зарплаты, средний по региону. Но здесь средняя температура по больнице получается.

На днях Росстат дал статистику заработной платы различных категорий работников, в том числе в сфере образования. И получилось, что у четверти работников образования в России зарплата меньше 15 800 рублей, а 7% имеют оплату труда меньше МРОТ. И эта проблема в образовательной сфере как раз стоит наиболее остро, по мнению Росстата.

Что здесь можно было бы сделать? Мы проводили специальные слушания, посвящённые проблемам общего образования, в Государственной Думе, и там сформулировали такой пункт, который я хотел бы предложить вашему вниманию. Сформировать совместно с регионами «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при работе на одну ставку в размере не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона, её фиксация в трудовых договорах с каждым учителем, проработав одновременно механизм оказания регионам финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств.

В этом случае и молодые педагоги, приходя в школы, будут получать не меньше МРОТ, а всё-таки определённый уровень заработной платы, который сделает для них работу привлекательной.

Шестой. Сохранение здоровья детей. Здесь ФОКи, здесь вузовские бассейны. Программа возобновлена. Мы уже действительно построили и реконструировали очень много спортивных залов. И, конечно, эту программу надо продолжать.

И последнее – ясли, о чём Вы тоже уже сказали. Здесь много предложений, в том числе и озвученное Вами по банку типовых проектов зданий. Но есть ещё и предложение предусмотреть возможность направления средств субсидий федерального бюджета на мероприятия по капитальному ремонту и реконструкции, в том числе по строительству пристроек. Есть и предложение пересмотреть показатели укрупнённых нормативов цены строительства по объектам образования в целях более полного учёта фактических затрат и, может быть, пересмотреть САНПины в целях максимального использования помещений первых этажей жилых домов для создания ясельных групп.

Конечно, этим не исчерпываются проблемы образования. Они очень важны. Это инвестиции в будущее, и эти инвестиции, безусловно, нужно делать. Наша партия всегда поддерживает реализацию этих проектов. 

Источник:da-medvedev.ru

Фото: government.ru

комитет госдумы рф по образованию и науке вячеслав никонов школа сельская школа одаренные дети учителя