Обзор СМИ

Профессор КФУ: Минобрнауки – похоронное бюро, университеты – хосписы



В интервью газете «Вечерняя Казань» профессор сообщил, что нынешняя жизнь российских университетов отравленадостигшей гротескно-чудовищных размеров  бюрократизациейот минобра, научная жизнь парализована, происходит деинтеллектуализация страны, первейшим признаком которой является вытеснение фундаментальной науки и образования из всех сфер университетской жизни. «Поэтому так ли удивительно, что в России прекратился экономический рост и увеличивается число техногенных аварий? На мой взгляд, это результат политики, проводимой на протяжении многих лет»,- считает профессор.

 

Огромные средства, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся не на главное, а на сопутствующие вещи. Например, на ускоренную закупку дорогостоящего оборудования, переустройство новых корпусов, создание всевозможных сколково, иннополисов и прочих «точек роста». Значительная часть финансов уходит на псевдонаучные и псевдопедагогические направления: бесконечные переделки учебных программ, чиновничьи требования к которым меняются каждый год. Вместо занятия наукой и реального продумывания преподаваемых предметов, преподаватель должен бесконечно составлять многостраничную «макулатуру» (УМК, ФОС, РПД и т.д.), выдавать определенное количество научных статей в год, цитируемых  не менее энного количество раз. «Это дикость! Нигде в мире таких нормативов нет. Научная статья - дело творческое. А у нас вся эта обязаловка к чему ведет? Сотрудники вузов просто объединяются и публикуют коллективные статьи - так дешевле»,- негодует профессор.

Для оправдания своей важности и нужности управленческий аппарат регулярно изобретает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями.

Сегодня университеты - все равно, что хосписы, считает Фаткуллин. Большинство вузовских профессоров страны, работающих на мировом уровне, - люди пенсионного возраста. Размер их пенсий - 12 - 16 тыс. рублей, контракты с ними заключаются ровно на год. Отказ в новом контракте - фактически обречение на нищую и убогую старость. Итог - люди попадают в полную зависимость от администрации университетов, ставятся современной разновидностью крепостного. Шантажируя увольнениями, администрация их руками способна осуществлять любое безумие.

Талантливая молодежь (студенты и аспиранты),  прекрасно понимая реальное положение своих учителей, не боясь конкуренции на мировом уровне, при первой возможности стараются уехать из России. Процесс распада, таким образом, самоускоряется.

Что бы там ни говорил минобр и подведомственные ему структуры, настоящая реформа высшего образования в России не проводилась, считает Фаткуллин, значимость постоянно исходящих из ведомства инициатив и указаний, компетентность их авторов никогда научно-педагогической общественностью не обсуждались.

 

Чтобы изменить ситуацию в стране, связанную с развитием высшего образования и науки, профессор КФУ Наиль Фаткуллин предлагает:

1. Учебная аудиторная нагрузка преподавателя должна быть в пределах 4 - 10 учебных часов (два - пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю.
2. Пенсия преподавателей,  как и в западных университетах,  должна составлять порядка 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем.  
3. Соотношение студент/преподаватель, а соответственно, и финансирование университетов должно проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов и  не должно зависеть от дальнейшего возможного их отсева.

4. Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по 3 - 5 месяцев через каждые 5 лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации или самообразования.  
5. Свести к минимуму полномочия Минобрнауки РФ в плане вмешательства в образовательный процесс, оставив за ним общие рекомендательные функции. 
6. Максимально сократить управленческий аппарат университетов, усилив роль ученых советов. В частности, должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой, а оклады ректора и проректоров, другого управленческого персонала вуза не должны превышать более 1,5 - 2 раз средние оклады профессоров.
7. Предоставить ученым советам университетов право самостоятельно формировать и утверждать учебные программы.

реформирование образования университеты России наука высшее образование минобрнауки