Обзор СМИ

В России есть ниша для создания чартерных школ



Согласно оценке Министерства просвещения, к 2025 году в РФ должно быть создано 6,5 млн. новых учебных мест для школьников, что потребует 6,5 трлн. рублей. Помочь в решении проблемы могли бы частные школы, тема развития которых и стала одной из обсуждаемых на конференции. В рамках соответствующей сессии эксперты образования делились своим опытом и мнениями по этому вопросу. О том, какова роль частных школ в системе образования, о чем говорят исследования и почему будущее качественного образования, в частности, за чартерными школами рассказал один из спикеров сессии вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Анатольевич Галиев.

По мнению спикера, у частных школ уже есть место в развитии качественного образования просто потому, что потребность в школах колоссальная. Сегодня 2,5 млн. детей учатся во вторую смену и около 13–16 тыс. в третью смену. «Надувать»  еще вторую смену просто опасно. Об этом, в частности, говорит подробное исследование факторов, влияющих на качество образования, проведенное корпорацией «Российский учебник» совместно с Высшей школой экономики в Калининградской области: вторая смена негативно влияет на образовательные результаты. Кроме того, растут очереди из желающих записать детей в частные школы.

Частное образование могут позволить себе далеко не все, именно поэтому необходимо развивать и государственные школы. Здесь могут помочь предприниматели, всегда ориентированы на результат, тогда как государство часто слишком увлечено процессом.

«В стране есть негосударственные образовательные организации, которые готовы оказать квалифицированную поддержку системе образования и, в частности, обеспечить формирование необходимых в современном мире навыков обучающихся. Мы провели исследование возможных моделей государственно-частного партнерства и пришли к выводу о том, что у нас есть ниша для так называемых чартерных школ — государственных, по сути, школ, управляемых частными управляющими компаниями»,  - пояснил Галиев

Такой опыт хорошо зарекомендовал себя за рубежом, где школы могут использовать современные и качественные учебные ресурсы, гармонично объединяя проверенные и традиционные методы обучения с необходимыми для современной школы подходами.

По словам вице-президента корпорации «Российский учебник»,  чартерная школа может быть создана в результате сотрудничества муниципальной или региональной школы и опытной образовательной организации, которая берет ее в управление. С учредителем школы организация заключает контракт, предметом которого является достижение определенных образовательных результатов, а значит – и качество образования улучшается. Такая форма сотрудничества возможна  даже в условиях действующего законодательства. Хотя на законодательном уровне нужно внедрять институт выплат премий, что, по мнению Галиева,  сильно скажется на росте частных инвестиций не только в образование, но и в любые ГЧП-контракты,.

Подобные эксперименты в стране еще не проводились, но поскольку у бизнеса существует  потребность в подготовке кадров для себя и развития экономики, есть примеры, когда крупные компании договаривались со школой и создавали профильные классы с углубленным изучением определенной области. Но нужно сделать так, чтобы и малый, и средний бизнес это тоже заинтересовало, подчеркнул Галиев.

Исследования также подтвердили, что хорошая частная школа может строиться вокруг небольшого коллектива хороших педагогов и директора, понимающих ценность этого коллектива, умеющих мотивировать детей учиться, тогда не так важно, какими технологиями они будут пользоваться. Этот фактор в любой школе пока важнее, чем умение использовать какие-либо современные технологии.

«В Калининградской области было проведено исследование 85% школьных директоров и около 65% учителей, также по 5 тыс. родителей и учеников. Его результаты показали, что учителя не видят в цифровых технологиях определяющего фактора, влияющего на качество образования. Я думаю, что аналогичная ситуация будет по всей России. Также в этом исследовании мы добавили изучение факторов резильентности и оценки среды в школе, то есть как учителя и ученики оценивают степень своего комфорта. Есть признанное во всем мире понимание школьной среды как третьего учителя, после родителей и педагогов. Среда учит. И международные исследования показывают, что правильное использование образовательной среды позволяет улучшать образовательные результаты на 15–20%», - пояснил вице-президент корпорации.

«А технологии всегда носят инструментальный характер, в данном случае они подчинены содержанию образования.. Цифровые технологии сейчас позволяют детям практически в любом уголке нашей страны прогуляться по музеям разных стран, а для того, чтобы учителя стали об этом задумываться, они должны иметь время для педагогического творчества. Сейчас они загнаны в единственный вариант учебно-методического набора и бесконечный контроль. Поскольку частные школы в этом смысле свободнее, у них есть больше возможностей находить правильное применение цифровым технологиям», - подытожил Галиев.

исследование конференции школа государственно-частное партнерство частные школы чартерные школы