Неформат

Как устроен рынок заказных учебных работ в России



Работы на заказ писали и в дореволюционных, и в советских вузах, но в бизнес традиция стала превращаться только в 90-е годы, когда  преподаватели были вынуждены искать подработку. Подспорьем для них стал возникший в молодом государстве культ «вышки»: престижную корочку хотели иметь многие, даже покупая курсовые и дипломы.

В конце 90-х скрипторам — так называют тех, кто зарабатывает на написании научных работ — компьютеры ускорили написание текстов, интернет добавил оперативности. Тогда научные тексты превратились в набор неприкрытых заимствований, а рынок омолодился: 20-летние писали работы в короткий срок.

Как поясняет социолог из фонда «Хамовники» Александр Давыдов, базовый навык поиска и компоновки информации у современной молодежи отточен, им под силу собрать диплом за три часа. А еще моложе стали и сами заказчики: школьники с ненаписанными сочинениями и нерешенными задачками.

Сломить эту тенденцию сегодня помогает «Антиплагиат». Пройти его становится все сложнее, старые технические приемы перестают работать, молодые скрипторы покидают рынок. «А вот «старички», пришедшие в отрасль в 90-е (им сейчас по 40-45 лет), привыкли писать работу сами. Поэтому проверка для них не проблема», — поясняет социолог.

 

Существует три механизма, действующих на рынке заказных работ: биржа, фирма и услуги индивидуального исполнителя.

На бирже трудятся от 2,5 до 3,5 тыс. человек. Общение между клиентом и автором происходит в рамках ресурса напрямую. Вне биржи обменяться контактами нельзя: модераторы просматривают сообщения и банят авторов, предложивших сотрудничать клиенту без посредника. В среднем, по информации Давыдова, биржа удерживает с авторов четвертую часть гонорара.

Самые известные компании этого сегмента — zaochnik.com и author24. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году выручка «Заочника» составила 24 миллиона рублей, хотя с 2014 года этот показатель упал почти в три раза. «Автор24» принадлежит мальтийской Edutec Limited. В России ее представляет петербургская компания «Нева онлайн» (бренд LiveTex) с оборотом в 69 миллионов рублей.

Фирма, в отличие от биржи, имеет штат менеджеров, которые берут на себя всю коммуникацию. Автор и клиент не пересекаются, с автора берется уже от 60 до 80% стоимости заказа.

Исполнители находят клиентов сами, гонорар получают целиком, но могут недобирать по количеству заказов. Единственные издержки — сервисный сбор, выплачиваемый при размещении объявлений.

 

Проводя исследование, социологи разместили на одном из сайтов задание — написать магистерскую диссертацию на определенную тему, цена — до 30 тысяч рублей. За час на запрос откликнулись 16 человек, среди которых был преподаватель РАНХиГС, некий кандидат экономических наук, бывший преподаватель РЭУ имени Плеханова и обычные студенты.

 

Как выяснили исследователи, за сезон (март-июнь) скриптор делает три-восемь дипломов и 30-70 курсовых. Чек за курсовую — 500-3000 рублей, за бакалаврскую выпускную — 5-80 тысяч рублей. Биржи и конторы помогают скриптору выживать вне сезона. Лето – сезон мертвый у всех, а осенью и зимой скриптор может часть заработка получить со сторонних ресурсов.

В среднем заработок автора варьируется от 70 тыс. до 400 тыс. рублей за сезон. Цены разнятся в зависимости от региона. В Москве стоимость бакалаврской работы доходит до 40-60 тысяч рублей, по остальной России это 7-15 тысяч. Магистерская диссертация в столице будет стоить максимум 70-160 тысяч рублей; в регионах — 15-40 тысяч. Цена за курсовую примерно одинакова — 2000 рублей.

 

По оценке экспертов, оборот на рынке заказных учебных работ составляет от двух до девяти миллиардов рублей ежегодно. Бизнес не ограничивается одними курсовыми и дипломами. Самой прибыльной, хоть и менее популярной услугой остается написание кандидатской диссертации, уверен Александр Давыдов. Иногда написание научных статей превращается в настоящий семейный бизнес

 

«Дипломные и курсовые — продукт потоковый, и скриптор зарабатывает чисто написанием текста, в то время как рынок диссертаций завязан на административной ренте: решить вопрос с публикацией в журнале, обеспечить лояльность со стороны диссовета и тому подобное. То есть совсем разные ресурсы и совсем разный оборот», – поясняет Давыдов.

Если брать только стоимость текста, то окажется, что и тут цены сильно разнятся. Сам автор может запросить за работу 700 тысяч рублей, условная контора — поставить ценник в 300 тысяч рублей и тем самым получить заказ. Учитывая процент, который берет фирма, стоимость диссертации в итоге составит 150-200 тысяч рублей.

Такие фирмы отладили и систему санкций внутри сообщества. Например, если автор срывает сроки сдачи или делает ошибки в работе,  начисляется штраф, даже  до 150% от ее стоимости.

Отрасль сама выявляет авторов, которые подрывают доверие к рынку. В тематических группах в сети есть специальные обсуждения, где скрипторы публикуют имена авторов-мошенников, поскольку репутация — ключевой капитал для бизнеса.

 

Как считает Давыдов, со временем в сфере появляется все больше профессионалов. Налаживаются иерархия, менеджмент, общение с клиентами. Иногда автор и заказчик заключают договор об оказании услуг, в сети можно найти шаблоны таких соглашений, где предмет договора — помощь при написании дипломной работы.

 

У академического сообщества нет единого взгляда на заказы у профессуры. Те, кто пытается бороться с «заказчиками», часто остаются в одиночестве. Поскольку в условиях подушевого финансирования вузу невыгодно отчислять и «заваливать» студентов. Да и сами преподаватели зарабатывают на рерайте.

По наблюдению Давыдова, действующих сотрудников среди скрипторов примерно четверть.

исследования заказные учебные работы