Обзор СМИ

РАН придет в школу



В рамках пилотного проекта  110 ведущих школ в 32 субъектах Российской Федерации станут базовыми школами РАН. Участников экспериментальной программы выбирали с учетом близости научных институтов, крупных федеральных и национальных исследовательских университетов. Список будет пополняться.  Из  муниципального школы планируют перевести в региональное подчинение, тогда  областные министерства образования смогут уделять им  больше внимания.

«Мы действительно озабочены тем, что ... в  существующей системе среднего образования мы не сможем обеспечить приток молодых ученых в ближайшее время в науку, как того требуют нацпроекты «Наука» и «Образование»… Поэтому мы решили с помощью создания опорных школ посмотреть, какие именно меры должны быть приняты для того, чтобы талантливые ребята, которые генетически расположены к науке, не уходили в другие области», — пояснил президент РАН Александр Сергеев.

В целом нововведения могут принести много пользы. Основным направлением развития опорных школ должно стать повышение качества образования. По сути это будет элитарным обучением.  До сих пор такой формат был  исключением, и  подобных школ пока  единицы.  Учителя тоже выиграют: получат курсы повышения квалификации, консультации, семинары и мастер-классы.

Планируется, что  ведущие ученые страны будут привлечены к образовательному процессу (лекции, курсы и факультативы, руководство проектами,  НИР, сетевые лектории, проведение научно-практических конференций, конкурсов). Это поможет перейти от теории к практике  и вдохновить школьников посвятить свою жизнь науке. Академия также получит больше влияния на выпуск учебников и стандарты школьной программы.

Проект дорогостоящий. На закупку лабораторного оборудования для таких школ будет выделено более 1 миллиарда рублей:  половина из федерального бюджета, вторая — от государственно-частного партнерства. Реализация его начнется в нынешнем году  созданием в выбранных действующих школах нескольких профильных классов. Над ними отделения РАН, научные центры, академические институты и университеты возьмут шефство. Уже назначены региональные координаторы проекта, академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук, которые будут отвечать за реализацию этих планов на местах. Школы расформировывать не будут, ученики других классов продолжат обучение.

Принесет ли проект добро, станет ли в большинстве школ профанацией, зависит от тех, кто в школу придет.  Не  каждый ученый захочет и не каждый сможет работать с детьми. И вообще  «хождение в народ» почти всегда было  успешным  при инициативе снизу, потому что тогда инициаторы и исполнители понимали, как и зачем делают каждый шаг. Настроить такую систему сверху в масштабах страны — огромная задача. Чтобы проект  принес пользу, нужна внимательность и щепетильность, ответственность, продуманность и взгляд изнутри системы.