Обзор СМИ
РАН придет в школу
В рамках пилотного проекта 110 ведущих школ в 32 субъектах Российской Федерации станут базовыми школами РАН. Участников экспериментальной программы выбирали с учетом близости научных институтов, крупных федеральных и национальных исследовательских университетов. Список будет пополняться. Из муниципального школы планируют перевести в региональное подчинение, тогда областные министерства образования смогут уделять им больше внимания.
«Мы действительно озабочены тем, что ... в существующей системе среднего образования мы не сможем обеспечить приток молодых ученых в ближайшее время в науку, как того требуют нацпроекты «Наука» и «Образование»… Поэтому мы решили с помощью создания опорных школ посмотреть, какие именно меры должны быть приняты для того, чтобы талантливые ребята, которые генетически расположены к науке, не уходили в другие области», — пояснил президент РАН Александр Сергеев.
В целом нововведения могут принести много пользы. Основным направлением развития опорных школ должно стать повышение качества образования. По сути это будет элитарным обучением. До сих пор такой формат был исключением, и подобных школ пока единицы. Учителя тоже выиграют: получат курсы повышения квалификации, консультации, семинары и мастер-классы.
Планируется, что ведущие ученые страны будут привлечены к образовательному процессу (лекции, курсы и факультативы, руководство проектами, НИР, сетевые лектории, проведение научно-практических конференций, конкурсов). Это поможет перейти от теории к практике и вдохновить школьников посвятить свою жизнь науке. Академия также получит больше влияния на выпуск учебников и стандарты школьной программы.
Проект дорогостоящий. На закупку лабораторного оборудования для таких школ будет выделено более 1 миллиарда рублей: половина из федерального бюджета, вторая — от государственно-частного партнерства. Реализация его начнется в нынешнем году созданием в выбранных действующих школах нескольких профильных классов. Над ними отделения РАН, научные центры, академические институты и университеты возьмут шефство. Уже назначены региональные координаторы проекта, академики и члены-корреспонденты РАН, доктора и кандидаты наук, которые будут отвечать за реализацию этих планов на местах. Школы расформировывать не будут, ученики других классов продолжат обучение.
Принесет ли проект добро, станет ли в большинстве школ профанацией, зависит от тех, кто в школу придет. Не каждый ученый захочет и не каждый сможет работать с детьми. И вообще «хождение в народ» почти всегда было успешным при инициативе снизу, потому что тогда инициаторы и исполнители понимали, как и зачем делают каждый шаг. Настроить такую систему сверху в масштабах страны — огромная задача. Чтобы проект принес пользу, нужна внимательность и щепетильность, ответственность, продуманность и взгляд изнутри системы.