Обзор СМИ

Развитие института наставничества и популяризация лучших практик



В пресс-конференции, состоявшейся 10 декабря на площадке  МИА «Россия сегодня»,приняли участие директор ФИРО  РАНХиГС Максим ДУЛИНОВ, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, заместитель директора ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Антон Яремчуки заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ Татьяна Ковалева. Эксперты обсудили реализацию национального проекта "Образование" в части наставничества, представили лучшие практики в этой сфере.

- Методология включает в себя все необходимые действия: формирование базы наставников, отбор и обучение, завершение процедуры сопровождения и другие. С одной стороны, будет дана “рабочая тетрадь” — что делать, чтобы методологию наставничества внедрить. С другой — большое количество практических кейсов — примеры того, как выстраивать взаимодействие,— сообщил заместитель директора Фонда новых форм развитияобразованияАнтон Яремчук.

По замечанию участников дискуссии, разработанная модель, включающая предложения по формам и способам взаимодействия, не является жесткой инструкцией и не должна становиться отчетной формой внедрения. С её помощью можно будет организовать процесс, однако для успеха проекта прежде всего необходима внутренняя мотивация к сопровождению.

- Виды и формы работы наставника очень сильно зависят от ситуации, в которой появляется взаимодействие, и его цели. Одной из задач является ликвидация образовательного дефицита. С этой точки зрения важно отталкиваться именно от того, для чего и для кого мы это делаем, а не от формы,— подчеркнул директор Федерального института развитияобразования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) Максим Дулинов.

Эксперты также сообщили, что наставничество будет вспомогательным институтом для образовательных организаций, однако дополнительной нагрузкой для сотрудников не станет. Как объяснил Максим Дулинов, "учитель может стать наставником, но для этого нужно будет снизить учебную нагрузку".

На пресс-конференции также было заявлено, что ускорить свой учебный рост с помощью наставника смогут не только учащиеся школ и вузов, но и новые сотрудники организаций, в том числе студенты, выходящие на практику.

- Наставничество не ограничивается учебным уровнем. Любое профессиональноеобразование может завершаться сопровождением. Очень многие хотели бы поделиться своим производственным опытом, но пускать это на самотек нельзя. Разрабатываемая модель включает в себя раздел, связанный с отбором наставников,— рассказал директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.

Итоговый документ представят до конца 2019 года, сообщили  эксперты.
 

СПРАВОЧНО: В  России  началась апробация модели наставничества, разработанной национальным ресурсным центром наставничества «МЕНТОРИ» в рамках нацпроекта «Образование». В тестовом режиме проект запущен в Чебоксарах, Брянске, Владикавказе, Красноярске и Владивостоке. Более тысячи человек — представители органов образования, руководители, педагоги, выпускники и обучающиеся образовательных учреждений и наставники — приняли участие в  обучающих семинарах. По словам руководителя "МЕНТОРИ" Ирины Пронькиной, "наставничество становится той технологией, которая позволяет передавать опыт, знания, формировать компетенции и ценности быстрее, чем другие способы. В итоге это поможет системе образования раскрыть потенциал каждого". После того как модель наставничества будет апробирована в пилотных субъектах РФ, она будет внедрена и в других регионах России.

P.S. По инциативе Минпросвещения РФ 13 декабря в Москве состоится  семинар по вопросам развития института наставничества и популяризации лучших практик наставничества. Организаторы - Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и компания «Альмира». В ходе мероприятия представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты в сфере образования, представители работодателей, родители, старшеклассники и все заинтересованные обсудят успешные практики наставничества вобразованиии на производстве. Также будут предложены методы вовлечения в практики наставничества различных слоев населения и развития института наставничества.

По информации сайтов sn.ria.ru, plus.rbc.ru, www.kommersant.ru

Фото: РИА НОВОСТИ

наставничество профессиональное образование общее образование