Главная новость

Новые решения для образования. О чём говорили на "ВУЗПРОМЭКСПО"



В Москве на этой неделе прошла крупнейшая научно-образовательная в России выставка "ВУЗПРОМЭКСПО". Особенностью выставки этого года стало обсуждение реализации национальных проектов, определяющих детальный план обеспечения достижения целей, поставленных Президентом РФ. В рамках деловой программы представители власти, научных и образовательных организаций, а также бизнес-сообщества рассмотрели вопросы модернизации отечественного образования.

В первый день выставки на панельной дискуссии «Образование: новые форматы» эксперты обсудили новые форматы образования, ориентированные на подготовку специалистов для цифровой экономики.  Было отмечено, что переход на цифровые модели, подготовленные при участии иностранных экспертов, предусматривает изменения в образовательном процессе как в школе, так и в университетах.

Директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСИС» Нурлан КИЯСОВ представил пять направлений цифровой образовательной модели современной школы и цифровую модель общего образования. По словам эксперта, данные направления сформулированы на основании главных тенденций образования, которым следуют ведущие университеты.

Первое направление. Цифровые компетенции, интеграция новых образовательных технологий. Это направление предусматривает изменение подхода к работе учителей, переподготовку педагогов в соответствии с запросами учеников и требованиями вузов. 
Второе направление. Самостоятельное обучение студента или школьника за пределами образовательной организации. 
Третье направление. Новые технологии оценивания, когда оценка идет не в конце четверти или семестра, а непрерывно. На сегодняшний день есть различные методики оценивания и не обязательно университету их создавать заново. Можно купить эти решения и собирать цифровой след на протяжении всего процесса обучения. В зависимости от изменения оценок можно мгновенно реагировать и менять ребенку маршрут дальнейшего развития.
Четвертое направление. Системные изменения. Эксперты университетов должны собраться и сделать цифровой университет или цифровые показатели выгодными для регулятора, для ректора, для рейтингов и других органов. Пока Роскомнадзор и Министерство не станут цифровыми вряд ли университеты смогут ими стать.  
Пятое направление. Создание качественной и хорошей инфраструктуре: широкополосный доступ в интернет, развитые компьютерные классы, wi-fi во всех пространствах, защита персональных данных и цифровой образовательный контент.

- Мы сейчас запускаем у себя базовые академические онлайн-курсы для встраивания их в свои образовательные программы. Мы планируем выйти на рынок формального обучения за счет магистратур, запускаемых полностью в онлайн-формате. А на следующий год планируем и онлайн-обучение для бакалавров. Также мы делаем совместно с бизнес-партнерами, внешними экспертами большое количество курсов в области дополнительного профессионального образования и хотим эти курсы интегрировать для наших студентов факультативно в виде спецкурсов. Эти направления дополнительного профессионального образования мы разбили на три направления: технологическая грамотность плюс data-грамотность, человеческие навыки в которые входят soft skills, и управленческие навыки, – рассказал эксперт. 

На панельной дискуссии «Репутационный менеджмент и маркетинг вузов как конверсии в их капитализацию» обсудили, какими коммуникационными инструментами должны пользоваться университеты, чтобы повышать свой вес в научной и образовательной сфере и регулярно присутствовать в информационной повестке дня. 

Модератор дискуссии, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений СЖЁНОВ отметил, что если "одни университеты научились прекрасно взаимодействовать с Минобрнауки РФ, рассказывая, что случилось хорошего, как ректор участвует в формировании НОЦ, каких успехов вуз добился в проекте "5-100". А некоторые коллеги не научились даже работать с соцсетями, ограничиваясь лишь приглашениями региональных СМИ и созданием скромного сюжета и "беззубого" релиза в местной газете".

- Тот трафик новостей, который имеет индивидуальный вес и который позволяет качественно присутствовать в инфополе, увеличивается. Отрасль по-новому начинает относиться к своему собственному весу и позиционированию, – заявила пресс-секретарь Минобрнауки РФ Райфа БИТКОВА.  Также она отметила, что российские вузы недостаточно работают с собственной аудиторией (а это 4,2 млн. студентов). При этом, по её словам, наблюдается позитивный сдвиг: университеты начали играть более активную роль с помощью СМИ.

Эксперт по коммуникациям Ирина ГОРДИНА-НЕВМЕРЖИЦКАЯ рассказала о том, как региональным вузам повысить шансы на продвижение в медиаполе.  По мнению спикера, таким образовательным организациям "стоит сделать ставку на личности и проекты, будь то ректоры или руководители суперлабораторий, которые «вдруг» дают результаты, находясь вдали от привычных флагманов.  И если вузам так повезло, что у них есть яркие студенты, стоит всячески поощрять их лояльность вузу. У этой молодежи зачастую подписчиков может быть больше, чем у самого объекта, заинтересованного в хорошей информационной засветке".

Главный редактор информационно-сервисного портала о науке Indicator.ru Николай ПОДОРВАНЮК рекомендовал руководителям вузов простой и дельный совет - знать, что происходит в образовательной организации, и не стесняться рассказывать про это.

- Необходимо следить за своими научными публикациями, «переводить» их на человеческий популярный язык и продвигать через СМИ и соцсети. На основе любой научной статьи можно и нужно делать популярные материалы. «Всегда можно найти заход, который бы помог широкой публике понять, в чем суть публикации, – подчеркнул он. 

В ходе дискуссии, посвящённой трансформации цифровизации высшего образования в России, временно исполняющий обязанности директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки РФ Антоний ШВИНДТ заявил, что все цифровые решения, которые внедряются в сферу высшего образования, и университетов в частности, должны быть построены на основе конкретных кейсов и проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты. В таком случае цифровизация вузов будет полезна для всех участников образовательного процесса.

- Конечно, в основе всех наших цифровых решений должны быть понятные юзеркейсы и понятные сервисы, которые будут помогать студентам и тем людям, которые уже на рынке труда, но хотят либо повысить свою квалификацию, либо сменить профессиональные трек развития, – сообщил он.

Также глава департамента пояснил, что министерство подразумевает под понятием "цифровой университет":

–  Для нас как для регулятора цифровой университет – это набор технологических и нормативных требований, которые в цифровой среде университета мы можем сформулировать <…> Нам очень важно соблюдая права вуза на автономию, задавать некие требования к тем типам данных, которые генерятся, которые выходят из университета и которые он может забирать из тех информационных систем, которые есть.

Кроме того, Антоний ШВИНДТ рассказал о планах ведомства. В перспективе Минобрнауки РФ намерено объединять решения и программы вузов на базе единой платформы непрерывного образования. Другим цифровым решением станет сервис "Поступление в вуз онлайн", полномасштабное внедрение которого состоится в 2021 году.

Одной из главных тем второго дня  «ВУЗПРОМЭКСПО» стало внедрение инструментов для оперативной настройки образовательных программ вузов в условиях технологической революции. В рамках панельной дискуссии «Персонализация обучения и управление на основе данных: как вузам справиться с задачей подготовки кадров в условиях быстрой смены технологии» спикеры предложили ответы на вопросы о том, как строить систему обучения при быстрой смене технологий и профессий, как постоянно совершенствовать технологии обучения, как формировать осознанное отношение человека к траектории развития в течение всей жизни. 

Генеральный директор  Университета 20.35 Василий ТРЕТЬЯКОВ рассказал о  роли, которую может сыграть вуз в обновлении образовательной модели классических университетов. Образовательные организации, которые подключаются к сервисам Университета 20.35, получают возможность понять, какой формат обучения больше подходит студентам. Также они могут анализировать цифровой след, который позволяет вузу понять, а что же происходит на самом деле с обучающимися в процессе образования. 

Об одном из самых интересных направлений работы с данными - цифровой диагностике человека - рассказал руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 20.35 Андрей КОМИССАРОВ.  В частности, он сообщил:

– Мы научились за этот год очень неплохо делать две вещи: на основании данных, поступающих с рынка, апдейтить картину будущей цели, если угодно - вакансии, которую человек займет, и будущей деятельности, которую человек планирует выполнять. Пока человек учится, проходит пара лет, технологический контекст полностью меняется. Как понять, что образовательные результаты достигнуты? Мы для этого научились анализировать цифровой след, который оставляет человек.

По словам спикера,  старая триада - знания, умения, навыки - больше не является исчерпывающей.

– Чтобы понять, что человек качественно учится, надо работать обязательно с пониманием, которое будет существенно отличаться от знания. Соответственно, понимание – это более комплексная вещь, которая учитывает, как человек относится к новой информации. Мы научились измерять отношение человека к образованию. За счет этого измерения мы можем измерить его вовлеченность, – подчеркнул он.

По информации сайтов ntinews.ru, futurerussia.gov.ru

образование в России образовательная политика модернизация образования вузпромэкспо2019