Обзор СМИ

Колледжи переформатируют под нужды регионов



Одной из главных тем послания Владимира Путина Федеральному собранию стало развитие человеческого капитала в регионах. Теперь управленцам на местах предстоит обеспечение беспрецедентных мер социальной поддержки. Глава государства поставил четкую задачу по экономическому развитию регионов — в частности, обеспечить ежегодный рост объема инвестиций на 5%. Также в субъектах необходимо заняться развитием образовательных организаций и укреплением исследовательской инфраструктуры. Молодые люди должны иметь возможность получать современные знания, чтобы начать успешную карьеру, не покидая малую родину.

По трем моделям

В 2019 году Минпросвещения был проведен анализ эффективных практик по вопросам развития многофункциональных образовательных организаций и разработаны критерии. На данный момент определено три модели таких колледжей: комплексная, распределенная и ресурсно-отраслевая.

Особенность комплексной модели — реализация широкого спектра профилей образовательных программ, охватывающих большинство востребованных в регионе профессий. Фактически в одном учебном заведении можно получить образование по интересующей профессии, вне зависимости от направления.

Распределительная модель предполагает привлечение сторонних ресурсов других организаций и компаний по необходимому направлению для региона или городского образования. Существенной отличительной чертой такого подхода является развитая сеть партнерских отношений с другими колледжами.

Ресурсно-отраслевая модель ориентирована на подготовку кадров для крупного работодателя или каких-то градообразующих предприятий. Подобная схема очень распространена среди вузов, когда компании под заказ готовят необходимых им специалистов по договоренности с институтом. В данном случае работодатель гарантирует рабочее место по окончании обучения.

Концепция будет подготовлена летом этого года. После обсуждения с экспертным сообществом рекомендации направят в органы исполнительной власти, которые отвечают за развитие среднего профессионального образования.

— Для каждой из территорий характерны свои методы взаимодействия с работодателями. Среди них — применение инструментов опережающей подготовки кадров, развитие предпринимательской грамотности, цифровизация учреждений и другие. В совокупности эти направления позволят замедлить отток населения из мест проживания в территории, которые имеют более развитую инфраструктуру СПО, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минпросвещения.

Быть на связи

Необходимость изменений связана с реализацией нацпроекта «Образование», в который включен федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Особое внимание, с учетом положений Стратегии пространственного и устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года, будет уделено деятельности колледжей, расположенных в моногородах, малых городах и в сельской местности.

— Основная задача современного профессионального образования — обеспечить доступность для всех граждан, в том числе детей и взрослых, всех видов образовательных ресурсов по приоритетным для субъекта и новым компетенциям, — добавили в пресс-службе Минпросвещения.

Руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина поддерживает инициативу ведомства.

— Выделение разных кластеров колледжей в регионах необходимо. Уже два года мы видим растущую динамику выбора среднего профессионального образования среди семей — престиж и число учебных программ заметно повысились. Ребята после 9–11 классов идут получать современную профессию, — отметила она. — Очень правильное решение — выделить профильные колледжи, которые смогут иметь тесные связи с предприятиями, проводить практику и приглашать для занятий специалистов из реального сектора.

При этом эксперт считает, что абсолютно все колледжи в стране поднять на более высокий уровень не получится — часть из них останется «заточенной» под потребности конкретного региона.

Справочно:  Современная система СПО включает в себя более 3,6 тыс. образовательных организаций, в том числе 3289 колледжей и техникумов, а также 342 вузов, реализующих программы профобразования.

Источник: iz.ru

реформирование образования Минпросвещения СПО человеческий капитал региональное развитие