Обзор СМИ
Жёсткость нормативной базы и гибкость образовательных программ. О чём говорили на встрече Владимира Путина с представителями общественности в Череповце
Проведение встречи было связано с подготовкой совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию, на котором будут обсуждаться приоритеты в развитии образования и науки, объяснил Владимир Путин в начале мероприятия. Потому возможность высказаться в Череповце получили представители самых разных направлений — от «большой науки» до начальной школы. Больше всего вопросов и предложений на встрече прозвучало от представителей Череповецкого университета и местных школ. Но и они больше говорили о проблемах федерального уровня.
Например, ректор вуза Дмитрий Афанасьев посетовал, что развитие гибкого, индивидуализированного целевого обучения в вузах сдерживает жесткость нормативной базы. Так, примерные основные образовательные программы (ПООПы), попав в госстандарты, становятся обязательными. Президент ответил, что в этом случае проблема заключается в неправильном правоприменении и эту практику нужно поменять — никто не должен требовать от вузов точного выполнения программ, которые и в законе названы примерными.
О том, как сложно реализовать гибкие образовательные программы по жестким правовым нормам, говорили и многие другие участники. Сталкивается с этим и техникум в Северодвинске, в котором сироты-выпускники коррекционных школ не могут по закону бесплатно перейти на другую специальность, и студенты из передового вуза Проекта 5-100: программа по одновременному обучению студентов МФТИ физике и медицине создана по поручению президента, но за второе образование студенты платят самостоятельно. В каждом из этих случаев Владимир Путин отметил важность гибких программ и обратился к находящимся в зале вице-премьеру Татьяне Голиковой и профильным министрам — Сергею Кравцову и Валерию Фалькову — с поручением разобраться в вопросе, проработать возможные изменения в законах.
Для части поднятых проблем решения уже известны. В ходе встречи президент поддержал предложения разрешить студентам старших курсов педагогических вузов работать в школах; создать федеральный центр, который бы отслеживал изменения на рынке труда и то, насколько им соответствуют образовательные программы; разрешить финансировать проекты федеральных вузов из областных бюджетов; увеличить долю аспирантов на целевом обучении для нужд регионов. Некоторые выступающие предлагали тиражировать опыт своих проектов в образовательной сфере на всю страну. К таким инициативам президент тоже отнесся с одобрением. Это, к примеру, электронный «студенческий офис» для оформления справок в МИСиС, работа Фонда развития физтех-школ МФТИ с детьми из регионов, кружки предпринимательской деятельности от Плехановского университета.
Прозвучали и проблемы без очевидного ответа. Как, например, возродить институт мастеров-наставников в среднем профессиональном образовании? Задавшая вопрос Анна Немых из политехнического колледжа Магнитогорска подчеркнула, что в рамках движения WorldSkills удалось заставить работать этот институт. Но какие решения сработают на всю страну, для мастеров, у которых нет мотивации победить в соревнованиях? Президент пообещал проработать общий подход. Были и такие предложения, которым решение не нужно: например, с необходимостью ввести новый профессиональный праздник для преподавателей высшей школы Путин не согласился. Не преминули спросить и о злободневных политических вопросах: нужно ли будет проводить президентские выборы, спросила преподавательница академии STEM ЧГУ, если в апреле мы и так поддержим президента на голосовании по поправкам в конституцию? Цель предложенных поправок не в продлении его полномочий, ответил президент.
На многие из вопросов и предложений, касавшихся высшей школы и науки, прозвучали очень похожие ответы: поддержка этого направления уже есть, мы ее продолжим, спасибо за вашу работу. Например, президент удивил знанием успехов российских студенческих команд по спортивному программированию Алексея Малеева из МФТИ и пообещал, что соревнования будут по-прежнему поддерживаться по линии президентских грантов; поддержал уверенность в надежной поддержке исследований по биобезопасности и защите от эпидемий и в том, что не останется без внимания развитие наукоградов. О поддержке научных городков заговорил, кстати, не ученый, а глава городского округа Черноголовка Московской области Олег Егоров. Если уроженец Черноголовки, выходец из науки, стал крупным предпринимателем и решил поддержать малую родину, зарегистрировав там свою компанию, будет ли он уверен, что его налоги пойдут на развитие именно этого города, задался вопросом чиновник. Путин заверил, что часть отчислений обязательно будет поступать в то муниципальное образование, где компания зарегистрирована, а значит, можно смело мотивировать предпринимателей к переходу в такие центры роста.
На вопрос научного сотрудника Череповецкого университета Любови Хабаровой о грантах РФФИ на участие молодых ученых в международных конференциях Путин — не без помощи Андрея Фурсенко — ответил, что получить средства на поездку можно и сейчас, но только если участие в конференции нужно по научному проекту, поддержанному грантом: научный туризм не в чести. Среди тем, привлекших более пристальное внимание президента, была программа по развитию суперкомпьютерных технологий. Сотрудник Института вычислительных технологий СО РАН Андрей Юрченко напомнил, что в Сибири находятся только 2% суперкомпьютерных мощностей, а научных публикаций сибирские организации выдают на все 15%: сибирская наука нуждается в своих «фабриках данных». Путин ответил, что в планах Сибирь и Дальний Восток, конечно, учтены, но, чтобы программы были реализованы, нужен тщательный контроль за их выполнением.
Как и образовательная сфера, в более гибком регулировании нуждается международное сотрудничество в научной сфере: так, говоря о привлечении иностранных исследователей к megascience-проектам, президент отметил, что штампованные решения здесь не подходят, если стоит задача обеспечить развитие. В некоторых сферах, по мнению президента, мер поддержки уже хватает, нет только достаточной информации о них. Такой ответ получил на свой вопрос о поддержке по выходу на экспорт российских технологических стартапов магистрант МФТИ и руководитель инновационного предприятия Антон Лашеев: на ранних этапах этим должны заниматься венчурные центры, а потом — Российский экспортный центр.
Прозвучало на встрече и несколько предложений, на основе которых могут появиться новые структуры и даже целые направления деятельности в сфере науки. Председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Никита Марченков выступил с инициативой создавать в регионах площадки для формирования междисциплинарных и мультивозрастных (в том числе с участием одаренных школьников) команд по решению больших вызовов СНТР. Научный сотрудник Института молекулярной биологии РАН Анна Кудрявцева предложила открыть федеральный геномный центр в дополнение к запланированным по нацпроекту «Наука», который будет аккумулировать генетические данные для последующих исследований. Адресную поддержку Владимир Путин пообещал новаторским проектам по освоению стратосферы, по разработке образовательных AR-приложений для детей с ментальными проблемами и по созданию детского мультсериала об эволюции человека (это проект создателей портала «Антропогенез.ру»).
Но, пожалуй, едва ли не самой масштабной из озвученных инициатив стало предложение Алексея Паевского включить поддержку популяризации науки как отдельное направление в работу Российского научного фонда. «Сейчас популяризация науки на подъеме, но в основном наша деятельность находится в области частной инициативы издателей, редакторов, волонтеров, как наши проекты Indicator.Ru, «Нейроновости», Александр Соколов с «Антропогенезом» тоже здесь, — отметил он. — Мне кажется, что настала пора государственной поддержки популяризации науки». В ответ Путин неожиданно рассказал трогательную историю о своей последней встрече с писателем Даниилом Граниным за несколько месяцев до его кончины. По словам президента, писатель предлагал перенести важный для себя разговор на следующую встречу, «когда у вас будет время», но в итоге все-таки согласился побеседовать и задал в том числе такой вопрос: «Почему вы не занимаетесь популяризацией науки?» И пояснил, что этим важным делом президент должен заняться лично. «К сожалению, я не чувствую, что в полной мере исполнил его наказ… Он прав абсолютно, и вы правы, надо заняться этим серьезнее. Я попрошу коллег выделить отдельное направление в деятельности какого-нибудь фонда или самого министерства. Придумаем, как это сделать», — подытожил президент.
Источник: indicator.ru
Фото: www.kremlin.ru
От редакции: Стенограмму и видеозапись события смотрите здесь.
владимир путин образование в России СПО наука высшее образование образовательная политика модернизация образования подготовка кадров