Главная новость

Олег Смолин: Когда мы сообщаем учителям официальные данные по зарплате, они сильно удивляются



 

 

Темы обсуждения касались сохранения сельских малокомплектных школ, обеспечения качественным горячим питанием учащихся начальной школы, совершенствования оценочных процедур (ЕГЭ, ВПР), сокращения бюрократической нагрузки на учителя. Но, пожалуй, одной из самых обсуждаемых стала тема кадров, учительской нагрузки и зарплаты.

Как отметила один из основных докладчиков, руководитель Минпросвещения РФ Ольга Васильева, возрастной состав педагогов остается проблемным: 39% составляют учителя старше 50 лет, доля молодых не превышает 5,5%, только к 2029 г. этот показатель должен увеличиться до 15%. На бюджетные места в педвузах ежегодно поступает 62 720 человек, до школы доходит только половина. По версии министра, молодые учителя опасаются идти в школу, поскольку нет практики: стандартные программы педвузов предусматривают лишь 50 часов. Но причина не только и не столько в этом, как считают учителя, а в низкой зарплате.

Большинство регионов отчитались о выполнении майских указов президента от 2012 года о повышении зарплаты учителя до средней по экономике региона. Но, как справедливо отметил первый зампред профильного комитета Госдумы Олег Смолин, «когда мы сообщаем учителям официальные данные по зарплате, они сильно удивляются». Не менее сильно удивляют учителей и данные исследования TALIS, согласно которым 90% педагогов оказались довольны своей работой, ее условиями и оплатой.

Правда, как гласит это исследование, наши учителя работают больше всех в мире – в докладе Васильевой это подтверждено данными: в 2016 году средняя учебная нагрузка на учителя составляла 1,3 ставки, или 23,4 часа, в конце 2018г. она выросла до 25 часов в неделю. В регионах цифра колеблется от 1,1 ставки (Республика Мордовия) до 1,78 (Кемеровская область). На селе более 20% учителей совмещают преподавание разных предметов. Например, 306 учителей физкультуры ведут уроки информатики.

Самым же запоминающимся эпизодом дискуссии стал спор Ольги Васильевой с председателем комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяной Бодровой. По свидетельству Бодровой, в Самарской области средняя базовая ставка учителя составляет порядка 8500 рублей. Это при том, что средняя базовая ставка учителя за 18 часов не должна быть ниже МРОТ: с 1 января 2019 года его величина установлена на федеральном уровне в размере 11 280 рублей, на уровне субъектов РФ могут прибавляться свои коэффициенты.

            Выступающая предложила приравнять на федеральном уровне размер средней базовой ставки учителя к МРОТ. С аналогичным предложением выступила и зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина: «Базовый оклад педагога сегодня может быть ниже МРОТ. Например, в Алтайском крае от 3055 рублей. Необходимо установить гарантированный базовый оклад за ставку на достойном уровне, хотя бы не ниже уровня МРОТ».

Но О. Васильева почему-то проигнорировала эти голоса здравого смысла и повернула разговор в сторону распределения школьного фонда оплаты труда на базовую (70%) и стимулирующую части (30%). Такое соотношение было рекомендовано Российской трехсторонней комиссией.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин вынужден был осадить министра, которая вела диалог на повышенных тонах, и задал ей вопрос о том, на какую зарплату может рассчитывать выпускник педвуза без стажа и квалификационной категории.     Министр совсем запуталась: начала объяснять, что в регионах существуют разные системы оплаты труда, что все зависит от нагрузки и т.д.

Зато исчерпывающий ответ на этот вопрос дал учитель истории и обществознания лицея № 137 города Омска Степан Кошкарев. Он заявил, что работает в школе с 2015 года, и в первый год его нагрузка была 27 учебных часов плюс пять часов домашнего обучения. Зарплата при этом составляла 19 500 рублей. На второй год учебная нагрузка снизилась до 24 часов, зарплата – до 12 500 рублей. «На третий год я не остался», – сказал он и отметил, что такой уровень зарплаты не мог позволить ему, молодому человеку, обеспечить себе достойный уровень жизни и возможность завести семью. Однако он вернулся в образование по идейным причинам: «Мне важно содержание моего труда, я чувствую ответственность перед обществом, потому что учителей не хватает, потому что нам нужны образованные люди, которые смогут осуществить экономический рывок».

Степан Кошкарев отметил, что труд учителя в России сейчас недооценен: ставка педагога в Омской области – 8543 рубля. Учителя пытаются набрать дополнительные часы, чтобы получать зарплату больше, а такая нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем. Он добавил, что в его регионе рост зарплат учителей прошел только благодаря росту нагрузки, за шесть лет ставки были проиндексированы только один раз на 6%.

В выступлении министра прозвучало еще одно примечательное заявление: пересмотреть норму часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы учителя с 18 до 21 часа. Очень настороженно отнеслись к этому заявлению представители Общероссийского профсоюза работников образования и независимого Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».

«Мы будем возражать против увеличения нормы часов за ставку заработной платы, потому что это не в интересах учителя. До настоящего времени государство стремилось только к уменьшению этой нормы. Например, для учителей начальных классов она снижалась дважды: с 1984 года с 24 часов в неделю до 20, и до 18 часов в неделю – с 2011 года. Для учителей старших классов норма 18 часов в неделю была введена с 1936 года и не пересматривалась даже в самые трудные для государства периоды. Увеличение нормы часов за ставку приведет лишь к уменьшению оплаты учительского труда», – считает секретарь аппарата по экономическим вопросам Общероссийского профсоюза работников образования Владимир Лившиц.

Скептически оценили эксперты и надежды министра на стимулирующие выплаты в размере 30% от заработной платы. Сейчас нет точных критериев оценки результатов труда учителя, и нередко главенствующую роль при назначении надбавок играют субъективные факторы. Проблемой критериев оценки эффективности учительского труда озабочены и в Общероссийском профсоюзе образования, который с этого года планирует начать исследование на эту тему совместно с Центром социологии РАО.

Главная проблема системы образования сегодня, считает Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, в недофинансировании  системы образования: по доле  расходов на образование в валовом внутреннем продукте страны Россия занимает 98-е место в мире.

 «При этом у нас хорошая система образования – во многом благодаря заслугам конкретных людей, работающих в отрасли, – заметил он. – Но ясно, что мы не сможем удерживать высокие позиции, имея это 98-е место. С недофинансированием напрямую связана проблема кадров. Недофинансирование не позволит нам в установленные сроки добиться ликвидации в школах второй и третьей смены, а эту цель поставил президент страны».

Участники слушаний обратились к О. Васильевой с резонным вопросом о том, что в повестке дня заявлена тема качества образования, и они рассчитывали услышать о цифровой школе, об инновациях. А им рассказывают о том, сколько еще надо построить теплых туалетов. В ответ министр заявила: до тех пор, пока в российских школах не будет света, воды, тепла (а таких элементарных условий лишены более 1000 школ страны, в основном сельских), нечего говорить о введении новых технологий.

К этому стоит добавить: до тех пор, пока базовая ставка за труд учителя будет ниже МРОТ, не стоит рассчитывать на какие-либо прорывы, один энтузиазм не поможет.

 

 

ольга васильева школа учитель зарплата Минпросвещения