Обзор СМИ

О вызовах и новом понимании человеческого капитала в образовании



В старейшем в мире Болонском университете 24 – 25 июня  состоялась международная конференция, посвященная двадцатилетию подписания Болонской декларации, ставшей одним из важных шагов к формированию единого пространства высшего образования в Европе и за ее пределами. Двадцать лет назад декларацию подписали 29 стран. На  сегодняшний день к ней присоединились официально 47 государств,  еще 17 фактически ей следуют.

В конференции приняли участие более тысячи делегатов из 70 стран, среди них - около 200 ректоров. Участники конференции не только праздновали юбилей, но и обсуждали новые вызовы, стоящие перед высшим образованием.

Как показали дискуссии, образовательное сообщество четко понимает необходимость соответствия результатов высшего образования требованиям  ускорения социально-экономического развития. Как продемонстрировал доклад Павла Сорокина и Исаака Фрумина (Институт образования ВШЭ), теория  человеческого капитала (с учетом ее развития в последние годы) может стать важным подспорьем в совершенствовании системы высшего образования.

В докладе на доказательной основе показано, что навыки и компетенции в рамках человеческого капитала можно интегрировать в единую модель, также возможно выявить «белые пятна», которые особенно остро нуждаются в дополнительных исследованиях. Одним из таких недостаточно изученных «белых пятен», как показали авторы доклада, является так называемый «предпринимательский элемент» человеческого капитала.

Подробнее вопросы этого доклада обсуждаются в новой книге «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?», вышедшей в издательстве ВШЭ, и в статье, опубликованной в журнале «Форсайт».

 

 

болонский процесс высшее образование ВШЭ