Обзор СМИ
Эксперты: ментор – это не всегда плохо
У наставничества в российском образовании – своя большая история. В разное время существовали его по-разному финансируемые и организованные разные формы. Сейчас оно приняло вид менторства — передачи знаний от опытного директора или педагога молодому. Суть же осталась прежней. «Это позволяет нам уйти в более спокойную, радостную ситуацию взаимодействия в системе образования и улучшить психологическое состояние в ней. А это одна из главных на сегодня задач», - пояснила первый зампред думского комитета Любовь Духанина на заседании расширенного экспертного совета при Комитете по образованию и науке Госдумы.
Многое в продвижении наставничества и менторства в наших школах уже делается. Например, столичный проект обучения молодых директоров школ, известный под названием «Тень»: когда будущий директор, пройдя аттестацию, необходимую, чтобы занять этот пост, до того как приступить к работе, проходит трехнедельную обязательную стажировку в школе своего ментора — успешного директора со стажем — и весь рабочий день следует за ним как тень, наблюдая за его работой. Наставничество взято на вооружение и в системе дополнительного образования детей.
Как констатировали эксперты, наше законодательство пока не готово к введению менторства, и его необходимо менять. Например, в Госдуме уже лежит законопроект, открывающий доступ к обучению детей людьми без педагогического образования — студентами педвузов и специалистами с дипломами непедагогических вузов и техникумов. Сейчас закон этого не допускает, но вскоре такие учителя, пройдя курсы повышения квалификации, появятся в системе допобразования, а затем и в общеобразовательных школах. Под внедрение наставничества скорректируют и новую систему аттестации учителей. Этому поспособствуют новые должности: старший учитель и ведущий учитель. Первый займется разработкой вариативных образовательных программ. А второй как раз и будет наставником молодежи с минимальной собственной учебной нагрузкой. В системе СПО наставничество будет вводиться уже с лета будущего года.
Казалось бы, дело идет. Но на практике, как констатировала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, полноценному внедрению в российском образовании института наставничества мешают непроходимые барьеры. По ее мнению, слишком мало времени отведено на курсы повышения квалификации наставников, в профстандартах совсем не говорится о наставничестве, и законом не предусмотрена ни оплата менторов, ни сокращение учебной нагрузки учителя-наставника с 18 до 6 часов. А это значит, поясняет эксперт, что законодательно не обеспечена вся новая система учительского роста. Все эти пробелы нужно срочно решать.
школа директор школы ведущий учитель наставничество