Обзор СМИ

Александр Аузан: Необходимо, чтобы элиты мыслили горизонтом в 20 лет и знали, что в России живут разные люди, которые отличаются от них



  Как региональным вузам преодолеть разрыв со столичными университетами? 
Александр Аузан: Половина студентов МГУ, при том не худшая, – ребята из регионов. Их преимущество перед студентами из Москвы в том, что у них есть пружинка. Они переместились и многое хотят сделать. Вопрос в том, остаются ли они в столице или возвращаются обратно в регионы. 
В МГУ мы сталкиваемся со схожей проблемой: как сделать так, чтобы лучшие студенты не уезжали за границу – в США, Китай, другие страны. Как мне их вернуть обратно? В этом смысле мы готовы работать вместе с зарубежными вузами, формировать большие совместные программы, связывать тех, кто уехал и тех, кто остался.

На своей визионерской лекции Виктор Вахштайн рассказывал, что высокий уровень доверия технологиям связан с низким уровнем доверия институтам. Согласны ли вы с этим?
Александр Аузан: Я согласен с этим. В сравнении с европейцами россияне скорее согласятся, чтобы их судил компьютер, т.к. не доверяют человеку. То же и в медицине: если не брать инвазивные случаи, человек предпочитает не человека, а искусственный интеллект, робота.

Какие сервисы Университета «20.35» будут доступны вузам бесплатно?
Дмитрий Песков: В Университете «20.35» будет ряд базовых сервисов бесплатных для университетов. Пока мы можем точно говорить о двух сервисах. Самый важный – сервис тестирования и получения первичных рекомендаций развития для ваших студентов. Особо рекомендуем использовать этот сервис применительно к тем студентам, которые только закончили школу, а также при формировании групп на первом курсе. 
Второй базовый сервис включает базовые онлайн-курсы по ключевым компетенциям цифровой экономики.

В создании цифровой среды для университетов будут участвовать 5 вузов, в следующем году к ним присоединятся еще 15. Что будет с остальными? Не станут ли они филиалами первых 20? 
Дмитрий Песков: Речь идет о мероприятии в программе «Кадры для цифровой экономики», где заложен бюджет на формирование моделей цифрового университета. Предполагается, что есть пятерка вузов, в которых мы тестируем модель, а дальше она уже распространяется в другие вузы. С Минобрнауки мы договорились, что сразу в конкурсе могут участвовать все университеты, включенные в общую цифровую среду. Если в вашем вузе есть или будет создана «Точка кипения», то пятерка выигравших конкурс вузов будет обязана апробировать и создать  сервисы не только для себя, но и в других вузах, на территории которых развернуты модели индивидуальных траекторий и есть физическое пространство, которое под это заточено. 

Александр Аузан: Стратегия – это искусство отказа. Попытка дать всем сестрам по серьгам плоха. Из-за того, что кто-то получит ресурс, многие его не получат.
Конечно, возникает угроза монополии тех, кто получил ресурс, причем не только в его использовании, но и в воздействии на другие регионы и университеты. Например, цифровые пакеты, которые предлагают лидеры рынка, могут вытеснить хороших преподавателей, авторов курсов, учебников в менее сильных вузах. Но я считаю, что надо опираться на человеческий капитал.

Нужна ли стране для технологического рывка новая социальная революция?
Александр Аузан: Революция вредна для длинных процессов изменений. Конечно, для серьезной трансформации нужны подвижки в элитах и взглядах элит. Мы предпринимаем попытки, чтобы эти подвижки произошли: это «Остров», конкурс «Лидеры России», программа подготовки президентского резерва.Необходимо, чтобы элиты мыслили горизонтом в 20 лет  и знали, что в России живут разные люди, которые отличаются от них.

В каком формате Минобрнауки участвует в «Острове» и в его результатах?

Дмитрий Песков: Минобрнауки – заказчик «Острова», и мы согласовываем все форматы с ведомством. Министерство участвует в работе «Острова», у нас на площадке был заместители федеральных министров, руководители департаментов. Они проводили занятия, мастер-классы. 20 июля будет защита проектов команд, на которой планируется присутствие министра науки и высшего образования Михаила Котюкова. Также данные по деятельности вузовских команд мы передадим в министерство, сопроводив их кадровыми рекомендациями. Как их использовать, будет решать министерство.

Какими компетенциями должен владеть современный и будущий учитель? 
Александр Аузан: Ужас средней школы заключается в том, что там мир распадется на части, на предметы. Учитель должен быть не предметником, а универсалом, должен учиться работать с поколением Z и у него должны быть союзники в лице глобальных компаний и университетов.

Появится ли цифровая аккредитация университетов?
Дмитрий Песков: Да. При плохом сценарии, это произойдет быстро. При хорошем сценарии будут собраны цифровые следы, которые позволят получать аккредитацию в автоматическом режиме.

Где будет «Остров 10-23»?
Песков: У нас есть идея сделать следующий «Остров» поменьше и не в России, в логике экспорта российского образования и технологий вообще. Но финальное решение мы пока не приняли.

Луна отличное место для «Острова 10-23»?
Дмитрий Песков: На Луну пока не полетим, условия не подходящие.

Нужны ли стране педвузы?
Александр Аузан: Можно ли рассчитывать на то, что учителя будут появляться самозарождением? Я убежден что учитель – призвание, а не профессия. Но тех, у кого есть призвание, гораздо меньше, чем требуется учителей. В основе ИИ лежат алгоритмы, в вузах и школах мы учим людей алгоритмам: делай то-то и то-то и будешь жить успешно. А тем самым мы кладем людей под искусственный интеллект. Нужно учить людей другому, если мы не хотим, чтобы человечество стало лишним.
Наше преимущество – это эмоциональный интеллект и интуитивные решения. Универсализм должен быть не только в школе, но и в университетах. 

Где место профсоюза в современном вузе?
Александр Аузан: У нас на факультете есть профсоюз, который позволяет мне предвидеть конфликтные ситуации. Самый важный предмет работы профсоюза – персональные данные. Профсоюз может превратиться в цифроюз.

Если на «Острове» пропагандируется индивидуальная траектория обучения, почему за переход на другой факультет выдается красная карточка?

Дмитрий Песков: Наша свобода заканчивается там, где нарушается свобода других людей: если вы выбираете мастер-класс, вы несете за этот выбор ответственность. Если вы пришли в аудиторию, где нет мест, вы нарушаете права других участников «Острова». Преподаватели «Острова» – тоже люди и у них тоже есть права.

Как в цифровом университете будет реализована функция воспитания?
Александр Аузан: Цифровой университет – это не университет, где нет людей, в образовании человеческий контакт очень важен. Цифровой университет – это догруженное массой других возможностей человеческое взаимодействие
Что касается воспитания, то, если наша страна хочет развиваться и быть конкурентоспособной, нужно воспитывать культурные компетенции: «длинный взгляд», индивидуализм как способность действовать, не спрашивая специального разрешения, способность работать в команде. Остальное – удел семьи, общества и т.д.

Вы видите смещение центров внедрения цифровых технологий от Москвы в регионы?
Дмитрий Песков: Сейчас любой регион может сделать рывок вперед, если есть амбиции региональной власти и самого университета.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области: Цифровые технологии обеспечивают справедливость распределения благ – доступное образование, лучшее качество здравоохранения. Цифровые технологии помогают регионам двигаться вперед. Если вы хотите развивать регион, вы будете развивать цифровые технологии, т.к. они обеспечивают более высокое качество жизни.

Какие первые шаги должна сделать команда вуза, вернувшись с «Острова»?
Дмитрий Песков: Когда вы вернетесь с «Острова» у вас начнется другая жизнь. Эйфория, возвращение, вас перестанут понимать друзья. Вы можете отрицать все, что сейчас здесь происходит и что мы делаем, но вы приедете и начнете разговаривать другими словами, коллеги на вас начнут странно смотреть. 
Я бы посоветовал:
1. Провести на своей площадке миникемп.
2. Приобрести поддержку студентов, особенно первокурсников. 
3. Невозможно воспроизвести плотность человеческого капитала, как на «Острове». Но вы можете встроить «Остров» в сеть мероприятий, которые вы делаете. Плотность человеческого капитала будет расти, как и эффективность работы.

Что делать доцентам и профессорам, если их скоро уволят из-за цифровизации?
Александр Аузан: Если говорить про искусственный интеллект, то вас вытеснят, если вы сами как преподаватель представляете собой алгоритмическую машину и действуете по набору правил. Но если вы несете спектр воздействий и впечатлений, которые недоступны ИИ, вы конкурентоспособны.

Каким профессиям будущего следует учить?
Дмитрий Песков: Учить следует мышлению, а не набору навыков.

Надо ли дать нашим вузам больше свободы, чтобы они не тонули в бюрократии?
Аузан: Сейчас автономии у вузов меньше, чем 20 лет назад, а гениев при этом больше. На мой взгляд, лучше бы было наоборот, тогда было бы больше эффекта. В университетской автономии – сила!

Источник: ntinews.ru

 

цифровые технологии Цифровая экономика цифровая образовательная среда высшее образование цифровизация компетенции