Главная новость

Гонка, в которую нужно было вступить еще вчера, или проблемы и перспективы цифровизации дополнительного образования



Федеральный проект «Новые возможности для каждого» предполагает создание системы непрерывного образования для всех желающих. Программы ДПО должны обеспечить личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретение ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями. В ходе конференции EdCrunch участники панельной дискуссии «Новые возможности: цифровая трансформация непрерывного образования в контексте реализации нацпроектов» высказали свои планы на «новые возможности» и обсудили возможные проблемы.

По мнению заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова, «свобода, открытость, технологии» должны стать девизом для «новых возможностей». Подразумевается, что программы ДПО обеспечат людям свободу и трудоустройство, успешность и продвижение на рынке труда и в обычной жизни. Вузы станут доступнее для всех возрастных групп. А технологии должны прийти из бизнеса и, вероятно, из систем корпоративного обучения.

 

Как подчеркнул генеральный директор Университета «20.35» Василий Третьяков,  при подготовке новых образовательных программ ДПО вузам необходимо ориентироваться на компетенции. Именно анализ востребованных на рынке компетенций может служить ориентиром для них.

 

Врио директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Антоний Швиндт заявил, что, прежде всего, необходимо обновление информационных систем, созданных «на заре десятых годов». Только следующим шагом, по его мнению, должна стать цифровизация отрасли, в частности создание цифровых профилей, в которых будет содержаться информация о компетенциях отдельного человека.

«Новые возможности» подразумевают создание некой единой платформы программ ДПО. Как именно будет выглядеть эта платформа, и что она будет из себя будет представлять — пока неизвестно. Участники дискуссии упоминали, какой, по их мнению, должна быть платформа: «масштабируемой», «персонифицированной», «с элементами искусственного интеллекта». Разработка единого сервиса начнется, по словам Швиндта, в этом году, а в следующем он будет готов.

Сами по себе технологии не смогут обеспечить поставленных нацпроектом задач — необходимо взаимодействие с «большой наукой», подчеркнул директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян. В качестве примера он привел зарубежные образовательные онлайн-платформы. Аветисян считает, если в России не смогут генерировать лучший контент, мы все равно проиграем: наши студенты будут пользоваться чужими ресурсами.

О проблемах, связанных с реализацией программы, рассказали и представители университетов. Например, ректор Чувашского государственного университета Андрей Александров озвучил некоторые из опасений коллег. Одно из них – рост качества программ ДПО может привести к снижению качества основных образовательных программ.

Озвучили участники дискуссии и проблему боязни и отказа преподавателей пользоваться цифровыми ресурсами. На что директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Екатерина Бабелюк ответила, что вузам необходимо перестраиваться. Единственное, что может сделать министерство, — ввести дополнительный показатель в мониторинг эффективности деятельности вузов: «Именно эта работа сейчас ведется. Мы будем оценивать вузы, в том числе с точки зрения реализации ДПО».

 «Это та гонка, которую нужно было начать еще вчера», — резюмировала в конце дискуссии замдиректора департамента проектной деятельности Министерства образования и науки Наталья Гвоздева.

конференции цифровизация образовательные программы ДПО