Аналитика

Экономия на личном образовании и здоровье – неприятная тенденция с долгосрочными последствиями



В целом о росте цен сказали 76% опрощенных (сумма ответов «высокий» и «умеренный»), это самый низкий показатель за последние годы. В 2018 году доля тех, кто дал такой ответ, составляла 86%, а в 2015 – 90%. Более трети россиян (36%) заявили о высоком росте цен за последние два месяца. Чаще всего об этом говорили люди старше 60 лет (43%), а также люди с уровнем дохода ниже среднего (50%).

В 2019 году россияне чаще всего отмечали рост цен на коммунальные услуги (77%) и на бензин (69%), 62% отметили рост цен на молочную продукцию, 60% – на увеличение стоимости хлебобулочных, о значительном подорожание мяса и  мясных продуктов заявили 69% опрошенных.

Из-за нехватки денег люди стали чаще экономить на отдыхе(46% опрошенных). Чуть меньше по сравнению с 2015 годом  - на продуктах питания, развлечениях, покупке одежды и предметов домашнего обихода. Но при этом заметно выросло число тех, кто экономит на медицине (22% в 2015 и 2017, 27% в 2019) и образовании. Так, в 2015 году об экономии на образовании для детей и взрослых членов семьи говорили по 6% россиян, а в 2019 году – уже по 10% и 9% соответственно.

Руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ Елена Никишова с сожалением отмечает:

«Доля россиян, которые экономят, отказываясь от поездок на отдых или к родственникам, продолжает расти. И, если такие поездки относятся к нерегулярным тратам, экономия на которых не очень заметна, то сокращение расходов на образование и медицину – тенденция неприятная, имеющая долгосрочные последствия. Меняющиеся экономические условия и современный рынок труда требуют постоянного повышения уровня знаний и компетентности, а этого не достичь без постоянного обучения и хорошего здоровья – важнейших составляющих человеческого капитала».

образование опрос экономия