Главная новость

О новых подходах к контрольно-надзорной деятельности в рамках «регуляторной гильотины»



Ключевыми элементами новой модели должны стать: переход от формальных процедур контроля (проверка  данных на бумаге), к реальной оценке знаний, смещение акцентов от проверок и наказаний по фактам нарушений к проведению мониторингов и выработке рекомендаций по развитию, к профилактике и дифференцированным подходам к регламентации контрольно-надзорной деятельности по видам и уровням образования.

Как рассказала на заседании Общественного совета начальник юридического отдела Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Дарья Аксенова,  «регуляторная гильотина» будет иметь два направления: модернизация процедур государственной регламентации образовательной деятельности и актуализация лицензионных требований к образовательной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

В новой модели разрешительной процедурой может остаться только лицензирование образовательной деятельности без государственной аккредитации, а государственный контроль и надзор трансформируются в единый вид контроля и надзора, включающий  как контроль соблюдения требований законодательства, так и контроль качества образования.

По словам Аксеновой, модель «регуляторной гильотины» строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию, к упразднению избыточных выездных контрольно-надзорные мероприятий. При проверках должен применяться риск-ориентированный подход, когда образовательные организации будут подвергаться постоянному мониторингу в целях отнесения к одной из четырех категорий риска: низкий риск, умеренный риск (плановый контроль раз в 2-6 лет), значительный риск (плановый контроль раз в 1-4 года) и чрезвычайно высокий риск (плановый контроль 1-2 раза в год).

Дарья Аксенова подчеркнула:   «Пока идут дискуссии, поскольку есть определенные развилки, различные пути решения имеющихся проблем, и часть этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения».

На совещании было предложено создать рабочую группу из наиболее опытных экспертов, задействованных в процедурах контроля и надзора, чтобы они проанализировали существующие требования к образовательным организациям и разделили эти требования на три группы:  соблюдение которых безусловно необходимо проверять;  формулировки которых нужно скорректировать; соблюдение которых проверяется, но которые не имеет никакого отношения к качеству образования и их соблюдение бессмысленно.

Также на заседании Общественного совета заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова рассказала об изменениях в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, принятых в 2019 году и призванных сократить нагрузку на образовательные организации.

В частности, изменения касаются уменьшения перечня документов для прохождения госаккредитации, увеличения доли документов, используемых при аккредитации, которые достаточно разместить в открытом доступе на сайте образовательной организации без предоставления их в Рособрнадзор в бумажной форме.

Принятые изменения также конкретизируют квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, предусматривают использование результатов независимой оценки качества образования для получения госаккредитации. Для образовательных организаций установлена возможность устранения выявленных в ходе государственной аккредитации несоответствий требованиям ФГОС.

 

рособрнадзор государственный контроль в образовании риск-ориентированная модель образование