Аналитика
Успехи и проблемы базовых школ РАН
По словам координатора проекта от РАН Александра Соломатина, в запуске базовых школ с самого начала участвовали только профильное министерство, академия наук, минобрнауки, региональные органы управления образованием, научные центры и вузы. Хотя на быстрое решение финансирования проекта академики и не рассчитывали, до настоящего времени его федеральное финансирование все еще остается предполагаемым, а о государственно-частном партнерстве в проекте как будто и не вспоминают.
Формальный старт дан во всех 32 регионах: 108 школ получили сертификаты базовых школ РАН. Рамочные соглашения с ними заключили местные научные центры и вузы. Как правило, в соглашениях содержатся общие договоренности о взаимодействии. Лишь в отдельных регионах, например в Краснодарском крае, вузы и научные центры уже включаются в создание программ переподготовки учителей. В числе уже оговоренных мероприятий по проекту — цикл научно-популярных лекций профессоров РАН во всех базовых школах.
По словам Соломатина, базовые школы РАН к началу учебного года выбрали для себя одну из шести моделей работы: профильные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы-лаборатории, школы при университетах, ресурсные (сетевые) центры и школы смешанной модели. Участники проекта определились и со своими предметными специализациями, и с классами, которые станут академическими, — как правило, это будут старшие классы. При этом учитывали и собственный опыт, и приоритеты развития региона. Многие школы уже переведены в региональное подчинение, в следующем году перейдут все.
Хотя единственным источником ресурсов проекта пока являются региональные бюджеты, в некоторых базовых школах уже введены новые ставки, оборудованы новые лаборатории и даже планируется построить новые здания.
Как подчеркивает вице-президент РАН Алексей Хохлов, «губернаторы направили на поддержку базовых школ суммы, которые значительно превышают предполагаемое федеральное финансирование».
Организаторы планируют подключать к проекту новых участников. Например, уже проведены переговоры с образовательным центром «Сириус» в Сочи, планируется сотрудничество и с «Кванториумами». Словом, все ученики академических классов в базовых школах должны получить доступ к максимуму занятий, которые могут развить их исследовательские способности и навыки.
Когда все станет реальностью, организаторы говорить не берутся, но пока они ходом реализации проекта скорее довольны. «Мы увидели хорошее отношение не только к идее базовых школ, но и в целом к РАН, — отмечает Соломатин. — Очень хочется, чтобы этот позитивный настрой сохранился, а это возможно, только если мы будем делать реальные совместные дела».
Пока нет ни федерального финансирования, ни конкретных целей, ни жестких сроков, школы продолжают воспринимать проект как не подкрепленную реальным вкладом идею. Финансирование же требуется по трем направлениям: на развитие материальной базы школ, повышение квалификации педагогов и на поддержку детей (в том числе на спецкурсы, участие в научных летних школах, в конкурсах и олимпиадах).
РАН тоже очень осторожна в определении каких-либо критериев успеха проекта. Только когда деньги будут, можно будет вводить четкие индикаторы, а пока организаторы определяют только общую направленность базовых школ.
школа опорные школы бюджетное финансирование РАН