Аналитика

Ректоры просят прекратить размазывать бюджет по вузам



Согласно  статистике приема и мониторингу ВШЭ, вузов с высоким качеством приема (средний балл на бюджете – 80+) в этом году было – 54, в 2018 - 38. Следовательно, группа вузов очень высокого качества быстро растет. Рост числа университетов «просто» высокого качества – значительно ниже. А вузов с более низкими баллами по ЕГЭ становится все меньше. Получается, что ведущие вузы снимают сливки: к ним перетекают сильные студенты. Важный результат – система высшего образования в России стала здоровой, считают исследователи, существенно увеличилась категория людей, которые готовы платить за высшее образование, но только в престижном вузе.

 

Недавно свое исследование на тему высшего образования представила и РАНХиГС. Там утверждается, что 44, 5% родителей абитуриентов не важен ранг вуза, в котором будет учиться их ребенок,  для 31% семей это принципиально, 14% готовы отправить детей в другие города, только 9% нацелены на обучение в московских и петербургских вузах.

 

Судя по этим двум исследованиям, есть два абсолютно противоположных тренда. Один из серии выживания: любой университет, лишь бы на бесплатное отделение. Конечно, люди рады были бы пойти в лучший вуз, но мешает бедность, боязнь финансовых рисков и много что еще. Второй тренд – из серии развития: готовность платить, чтобы попасть в тот вуз, что нужен.

 

По результатам мониторинга, ВШЭ выделяет несколько групп университетов с разными направлениями подготовки и с разными структурами приема. В первой группе - университеты, где много бюджетных и платных мест, на которые высок спрос, и хорошее качество абитуриентов, позволяющее модернизировать учебный процесс и добиваться высоких результатов на выходе.

 

Во второй группе вузы, где сравнительно мало бюджетных и мало платных мест, качество приема среднее или низкое. Например, по направлениям «Вооружение», «Морская техника», «Металлургия». Также низкое качество приема отмечают у вузов по нааправлениям «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства» и технологические направления. Здесь большой разрыв (10 баллов) между бюджетным и платным приемом, что с учетом малого числа поступающих на платные места означает очень слабую подготовку платников на входе в вуз.

 

Следующая группа – университеты, где мало бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема. Направления - «Востоковедение», «Лингвистику», «Рекламу и связи с общественностью». На первое направление практически не осталось вузов, принимающих на бюджетные места троечников с баллами ниже 56. Здесь рынок тоже деформирован, но в обратную сторону: предложение бюджетных мест искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них. А доминирование платных мест приводит фактически к социальному барьеру для получения профессий для детей из среднего класса и малообеспеченных семей.

 

Еще одна группа охватывает массовые направления, где платный набор существенно превышает бюджетный (в 3-4 раза). Разрыв качества между бюджетным и платным приемом также большой.

Все эти различия  совершенно не учитываются при распределении контрольных цифр приема. Продолжается размазывание бюджетных мест, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, и с ним согласны ректоры ведущих вузов страны. В 89, 2% вузов есть направления, на которых количество бюджетных мест не превышает 25. Ректоры считают, что эту практику надо прекратить. В общей сложности таких направлений, где бюджетное финансирование дается «по крупицам», – 51,4% по всем вузам.

 

Как отмечает Кузьминов, с одной стороны, есть ведущие вузы, которым выделяют ограниченные объемы бюджетных мест под те направления, где вуз обеспечивает высокое качество подготовки, и при этом бюджетные места (иногда в большем количестве) выделяются в этом же или соседнем регионе вузам, не имеющим коллективов такого высокого качества. С другой – заведомо непрофильный вуз получает бюджетные места, под которые ему сложно собрать сильный преподавательский коллектив. В результате они занимают последние места по качеству приема в своих регионах, зачисляя на бюджетные места тех, кто не попал даже на платное обучение в ведущих вузах. Сложилась странная ситуация, считает Ярослав Кузьминов, которую срочно нужно менять.

 

Еще результаты мониторинга ВШЭ продемонстрировали, что все более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями: цифровыми технологиями, креативной индустрией и поддержкой благополучия и развития «мягких навыков». А традиционные лидеры платного приема – «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика» – постепенно теряют позиции, уступая в качестве перспективным профессиональным направлениям. Тренд уже уловили семьи абитуриентов, но никак не уловят частные вузы, предлагающие в основном подготовку по этим профилям.

бюджетные места квоты приема частные вузы платное обучение социальный барьер