Аналитика
Отечественное образование на пороге будущего
Отечественная система образования имеет ряд ярких примеров построения эффективных систем обучения (таких, например, как система учебной деятельности Давыдова-Эльконина, система Занкова и другие). Анализ их опыта показывает, что ключом к развитию умения учиться является такая организация образовательного процесса, при которой школьники совместно друг с другом и с учителем формулируют и решают различные типы задач, выявляют содержание усваиваемого материала.
Принцип совместной деятельности и сотрудничества выступает краеугольным камнем при формировании новых образовательных стандартов во многих странах. В частности, и европейский, и китайский проекты школы будущего полагают сотрудничество – и между детьми, и детско-взрослое - в качестве главного условия эффективного обучения в основной и старшей школе.
Такая точка зрения продолжает идеи крупнейших теоретиков психологии развития двадцатого века. В частности, согласно идеям известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, кооперация самих детей и возникающий в этих условиях социо-когнитивный конфликт являются основным фактором развития интеллектуальных структур. В отечественной психологической традиции, особенно в теориях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, развивается противоположный подход, подчеркивающий роль взаимоотношений взрослого и детей в развитии психологических функций. Современный педагог должен понимать, что направление детского развития определяется реальным сотрудничеством внутри разновозрастного коллектива.
Обозначая контуры образования будущего, мы должны понять, какие формы общности и типы деятельности (учебная, исследовательская, проектная) будут эффективны для обучения детей. Необходимо не просто спроектировать и обосновать новые формы учебного взаимодействия, но также понять, как должны быть связаны основное и дополнительное образование, какие новые средства потребуются педагогу для организации живого сотрудничества, которое закрепит у детей познавательную мотивацию.Принципиально важно подчеркнуть необходимость разработки как новых средств деятельности, так и самого деятельностного содержания образования. Только на их основе взрослый становится эффективным организатором, сценаристом и модератором детско-взрослых взаимодействий.Важно понимать при этом, что отнюдь не любые предметно-содержательные среды или цифровые платформы, развивающиеся сегодня, автоматически окажутся адекватны задаче развития деятельности. Они окажутся полезными в том случае, если будут способствовать реальному сотрудничеству взрослых и детей, обеспечивая деятельность учащихся в соответствии с содержанием осваиваемых знаний.
С определенным приближением, можно обозначить некоторые параметры школы будущего, для которой формы сотрудничества детей и взрослых рассматриваются в качестве основного условия эффективного обучения детей.
Во-первых, современная школа является школой развивающихся форм детско-взрослых общностей и типов деятельности.
Во-вторых, современная школа основана на реальном сотрудничестве взрослого с детьми и детей между собой. Своеобразие форм взаимодействия зависит от возраста и особенностей деятельности учащихся (учебная, исследовательская, проектная).
В-третьих, организация детско-взрослых общностей должна быть основана на широком использовании современных сред (предметно-содержательных, знаково-символических, цифровых). При разработке их содержания учитывается направленность на выполнение детьми действий, обеспечивающих усвоение учебного материала.
В-четвертых, современная школа должна быть пространством, развивающим способности детей к взаимодействию, общению и пониманию. Школьники должны освоить проектирование и моделирование новых способов взаимодействия, которые обеспечат решение учебных, исследовательских и проектных задач.
Я считаю, сегодня у нас есть все возможности, чтобы адекватно отреагировать на вызовы времени. Совместными усилиями мы сможем сформулировать цели и задачи новой школы, выработать новую норму образования с учетом требований будущего.
Источник: sn.ria.ru