Обзор СМИ

Подведены итоги VII Московского международного инженерного форума



Тема форума в этом году - «Инженерное образование – эффективная инвестиция в технологический прорыв». Пленарное заседание было посвящено обсуждению всего комплекса вопросов, связанных с развитием практического образования при подготовке студентов по инженерным специальностям. VII Московский международный инженерный форум стал открытой дискуссионной площадкой, направленной на поиск эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса, включая совершенствование и развитие каналов привлечения абитуриентов на инженерные направления, сотрудничество работодателей и технических университетов по внедрению практико-ориентированного обучения, создание условий для восстановления потенциала отраслевой науки в ключевых отраслях промышленности.

Представители федеральных и региональных органов власти - Марина Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Всеволод Вуколов, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ, Алексей Ученов, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России,Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Анна Кузьменко, заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, статс-секретарь, рассказали об основных направлениях проводимой государством политики по подготовке инженеров, соответствующих реальным запросам рынка труда в цифровой экономике, формированию кадрового потенциала для производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, в первую очередь – на предприятиях ОПК. Главная задача – вырабатывать не просто политику на рынке труда или основные ее принципы. Очень важно, чтобы при построении экономической политики максимально учитывались тренды рынка труда, его проблемы и перспективы. Все более востребованы становятся не конкретные профессии, а компетенции специалиста, своеобразный «конструктор» под запросы работодателя.

Дискуссия с участием руководителей высших образовательных организаций и работодателей была посвящена механизмам совершенствования нормативного правового поля и подходов к развитию инженерного образования.

Елена Катаева, ректор Московского государственного технологического университета «Станкин», Сергей Юшко, ректор Казанского национального исследовательского технологического университета, Виктор Батаев, ректор Новосибирского государственного технического университета, Александр Шелупанов, президент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, рассказали о подготовке специалистов по инженерным специальностям, опыте взаимодействия с работодателями. Ориентируясь на запросы рынка, многие вузы «готовят» для себя абитуриентов со школьной скамьи, используя различные формы профподготовки – от колледжа до магистратуры. Наилучший результат получается в рамках проектной инженерной деятельности, когда студенты принимают участие в реализации конкретных задач от предприятий.

Отдельно отмечалось, что перемены в образовательном процессе, несмотря на необходимость быстрого реагирования на вызовы цифровой эпохи, должны проходить по эволюционному пути развития, чтобы при уклоне в практику не ушло академическое образование.

Позицию работодателей представили Владимир Топчаев, генеральный директор Акционерного общества «Союзцветметавтоматика», Ольга Балашова, директор центра по обучению и развитию корпоративной сетевой академии ГК «Ростех», Сергей Говоров, председатель Совета директоров Косметического объединения «Свобода», Елена Позолотина, директор Корпоративного университета Трубной металлургической компании. Отмечая, что в последнее время многое делается для того, чтобы было легче привлекать на производство грамотных специалистов, существуют определенные противоречия между подходом учебных заведений и предприятием. Все более востребованы становятся не конкретные профессии, а компетенции специалиста, своеобразный «конструктор» под запросы работодателя. Непрерывное образование сегодня – это не только связка «вуз – производство». Это процесс на протяжении всей карьеры специалиста. Кроме того, и предприятия, и конкретных мастеров нужно стимулировать, материально и морально, что бы они активно включались в практикоориентированную подготовку специалистов.

На форуме состоялась церемония награждения дипломами Оргкомитета ММИФ победителей региональных конкурсов профессионального мастерства.  Председатель МКПП(р) Елена Панина и заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Всеволод Вуколов вручили дипломы победителям из Республики Татарстан, Республики Бурятия, Удмуртской Республики, Тульской, Свердловской, Брянской областей, города Москвы.

В рамках форума была организована выставка. Свыше 60 участников представили свои инновационные проекты на тематических экспозициях организаций науки и промышленности, проектных офисов студентов и выпускников технических вузов, коллективной экспозиции детских технопарков и Центров молодежного инновационного творчества города Москвы.

Для привлечения молодежи в сферу науки, формирования мотивации к осознанному выбору инженерно-технических профессий был организован цикл мастер-классов, которые проводили представители технопарков. Школьники 4-5 классов получили первое представление о том, что делает инженер.

Выступая с заключительным словом, председатель Оргкомитета форума, депутат Государственной Думы, председатель Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена Панина отметила, что живая дискуссия на форуме показывает острую необходимость дальнейшей кооперации вузов и организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также разработки законодательного и нормативного обеспечения для их системного взаимодействия. Сегодня востребованы высокотехнологичные специалисты с подготовкой на стыке наук, междисциплинарном уровне.

«Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся» частично создает нормативную базу для перехода к практико-ориентированному образованию. Прозвучавшие предложения лягут в основу рекомендаций VII Московского Международного инженерного форума, которые будут направлены в Правительство Российской Федерации, профильные министерства, РСПП. Вместе мы должны находить точки соприкосновения, и выработать общую линию, т.к. развитие инженерного образования будет способствовать технологическому прорыву!»

Источник: mmif.moscow

практико-ориентированное обучение инженерное образование профориентация высшее образование рынок труда инновации профподготовка