Обзор СМИ

Российское образование в контексте международных индикаторов



Подготовленный экспертами ФИРО шестой аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов» представили в формате мультимедийной пресс-конференции. В дискуссии приняли участие  заместитель Минобнауки РФ Марина БОРОВСКАЯ, заместитель Минпросвещения РФ  Виктор БАСЮК, директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк АГРАНОВИЧ, заместитель руководителя аппарата Комитета ГД РФ по образованию и науке Алексей МАЙОРОВ, директор ФИРО РАНХиГС Максим ДУЛИНОВ.

 Как сообщил директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марка АГРАНОВИЧА,  основной целью авторов работы было понимание тенденций в области образования в мире и в нашей стране. «Образование тесно связано с уровнем экономического развития страны. Исследование показало: чем выше уровень образования населения, тем выше уровень экономического развития. Из этой картины выпадают две страны: Россия с высоким уровнем третичного образования при среднем уровне развития экономики и Люксембург с очень высоким уровнем экономического развития, но средним уровнем образования», - пояснил он.

Эксперт отметил, что в России достаточно мало распространена профессиональная подготовка во время получения гражданами среднего полного образования. Если на Западе люди, заканчивая школу, получают сертификат о профессиональном образовании и определенную востребованность на рынке труда, то выпускники российских школ, как правило, сразу переходят на следующую ступень образования. Наблюдается и другая, отличная от общемировой, тенденция: иностранные граждане, получившие среднее профессиональное образование, как и граждане, окончившие магистратуру, котируются на рынке труда примерно одинаково. В России же закончившие обучение в магистратуре имеют больше шансов на трудоустройство.

В то же время, по словам Марка Аграновича, наша страна вполне соответствует общемировым трендам в некоторых других вопросах. Например, уровень финансирования образования и уровень оплаты труда учителей и преподавателей в РФ коррелирует с уровнем экономического развития. Кроме того, загруженность школьных учителей также оценивается как невысокая.

Своим мнением поделились и другие участники встречи. Марина Боровская призвала к  обсуждению доклад в сфере профессионального сообщества. Виктор Басюк напомнил, что любые данные нуждаются в осторожном и вдумчивом отношении, важны анализ и интерпретация. «В этом докладе представлено много тенденций, связанных с процессами, которые происходят в системе образования, а выводы можно сделать не только относительно образования», - прокомментировал Алексей Майоров. Максим Дулинов предложил обратить внимание на аналитику в докладе и взаимосвязь индикаторов. «В первую очередь, важно понять, из-за чего эти показатели у нас именно такие, и определить наши цели», - резюмировал спикер. 

«Образование тесно связано с уровнем экономического развития страны. Исследование показало: чем выше уровень образования населения, тем выше уровень экономического развития. Из этой картины выпадают две страны: Россия с высоким уровнем третичного образования при среднем уровне развития экономики и Люксембург с очень высоким уровнем экономического развития, но средним уровнем образования», - рассказал Марк Агранович.

При этом эксперт отметил, что в нашей стране достаточно мало распространена профессиональная подготовка во время получения гражданами среднего полного образования: если на Западе люди, заканчивая школу, получают сертификат о профессиональном образовании и определенную востребованность на рынке труда, то у нас выпускники школ, как правило, сразу переходят на следующую ступень образования. В ситуации с профессиональным образованием в России наблюдается и другая тенденция, отличающаяся от общемировой: за рубежом люди, получившие среднее профессиональное образование, как и люди, окончившие магистратуру, котируются на рынке труда примерно одинаково. А в России выпускники магистратуры имеют больше шансов на трудоустройство.

В то же время, по словам Марка Аграновича, наша страна вполне соответствует общемировым трендам в некоторых других вопросах. Уровень финансирования образования и уровень оплаты труда учителей и преподавателей в нашей стране коррелирует с уровнем экономического развития. Кроме того, загруженность школьных учителей в нашей стране также оценивается как невысокая. Это отчасти связано с методикой подсчета: под загрузкой понимается только работа в аудиториях. Кроме того, в России у учителей нет ассистентов и помощников, которые в других странах часто берут на себя значительное количество бумажной и методической работы.

Марк Агранович рассказал, что чаще всего встречаются две точки зрения о состоянии сферы образования в России: первая – все плохо, мы отстаем от мировых тенденций. Вторая – все хорошо, мы идем своим путем. Гораздо реже встречается понимание того, что в российском образовании есть и сильные, и слабые стороны. И нужно пытаться активнее использовать все лучшее, что у нас есть, и параллельно решать существующие проблемы.

Своим мнением поделились и другие участники встречи. По мнению Марины Боровской, данные в докладе «Российское образование в контексте международных индикаторов» требуют тщательного обсуждения. Она рассказала о нацпроекте «Образование», который позволит предложить новые инструменты, финансирование и механизмы. «Важно умение людей повысить свою квалификацию, получить новые компетенции. И наша задача – вовлечь в это как можно больше граждан и понять, как эти компетенции сочетаются с квалификационными требованиями», - отметила заместитель министра науки и высшего образования РФ. Она призвала обсуждать доклад в сфере профессионального сообщества.

Виктор Басюк в свою очередь уточнил, что любые данные нуждаются в осторожном и вдумчивом отношении, важны анализ и интерпретация. «Развитие системы образования неразрывно связано с экономикой, именно поэтому одна из основополагающих задач – войти в десятку стран по качеству образования к 2024 году. И для достижения этой цели нужно будет опираться на объективные данные статистики по образовательным индикаторам», - добавил спикер.

«В этом докладе представлено много тенденций, связанных с процессами, которые происходят в системе образования, а выводы можно сделать не только относительно образования», - прокомментировал доклад Алексей Майоров.

Перед собравшимися также выступил директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. Он считает необходимым обратить внимание на аналитику в докладе и взаимосвязь индикаторов. «В первую очередь, важно понять, из-за чего эти показатели у нас именно такие, и определить наши цели», - обобщил эксперт. 



© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/eksperty-ranhigs-predstavili-issledovanie-rossijskoe-obrazovanie-v-kontekste-mezhdunarodnyh-indikatorov-video

Директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Марк Агранович рассказал, что в докладе проанализированы охват населения образованием, финансирование, организация обучения и положение педагогов. В исследовании авторы опирались на международные индикаторы. Эксперт отметил, что основной целью работы было понимание тенденций в области образования в мире и в нашей стране. Задача доклада «Российское образование в контексте международных индикаторов» – выяснить, чем российская система образования отличается от образовательных систем в других странах, в какой степени соответствует мировым тенденциям и моделям и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах образования.

«Образование тесно связано с уровнем экономического развития страны. Исследование показало: чем выше уровень образования населения, тем выше уровень экономического развития. Из этой картины выпадают две страны: Россия с высоким уровнем третичного образования при среднем уровне развития экономики и Люксембург с очень высоким уровнем экономического развития, но средним уровнем образования», - рассказал Марк Агранович.

При этом эксперт отметил, что в нашей стране достаточно мало распространена профессиональная подготовка во время получения гражданами среднего полного образования: если на Западе люди, заканчивая школу, получают сертификат о профессиональном образовании и определенную востребованность на рынке труда, то у нас выпускники школ, как правило, сразу переходят на следующую ступень образования. В ситуации с профессиональным образованием в России наблюдается и другая тенденция, отличающаяся от общемировой: за рубежом люди, получившие среднее профессиональное образование, как и люди, окончившие магистратуру, котируются на рынке труда примерно одинаково. А в России выпускники магистратуры имеют больше шансов на трудоустройство.

В то же время, по словам Марка Аграновича, наша страна вполне соответствует общемировым трендам в некоторых других вопросах. Уровень финансирования образования и уровень оплаты труда учителей и преподавателей в нашей стране коррелирует с уровнем экономического развития. Кроме того, загруженность школьных учителей в нашей стране также оценивается как невысокая. Это отчасти связано с методикой подсчета: под загрузкой понимается только работа в аудиториях. Кроме того, в России у учителей нет ассистентов и помощников, которые в других странах часто берут на себя значительное количество бумажной и методической работы.

Марк Агранович рассказал, что чаще всего встречаются две точки зрения о состоянии сферы образования в России: первая – все плохо, мы отстаем от мировых тенденций. Вторая – все хорошо, мы идем своим путем. Гораздо реже встречается понимание того, что в российском образовании есть и сильные, и слабые стороны. И нужно пытаться активнее использовать все лучшее, что у нас есть, и параллельно решать существующие проблемы.

Своим мнением поделились и другие участники встречи. По мнению Марины Боровской, данные в докладе «Российское образование в контексте международных индикаторов» требуют тщательного обсуждения. Она рассказала о нацпроекте «Образование», который позволит предложить новые инструменты, финансирование и механизмы. «Важно умение людей повысить свою квалификацию, получить новые компетенции. И наша задача – вовлечь в это как можно больше граждан и понять, как эти компетенции сочетаются с квалификационными требованиями», - отметила заместитель министра науки и высшего образования РФ. Она призвала обсуждать доклад в сфере профессионального сообщества.

Виктор Басюк в свою очередь уточнил, что любые данные нуждаются в осторожном и вдумчивом отношении, важны анализ и интерпретация. «Развитие системы образования неразрывно связано с экономикой, именно поэтому одна из основополагающих задач – войти в десятку стран по качеству образования к 2024 году. И для достижения этой цели нужно будет опираться на объективные данные статистики по образовательным индикаторам», - добавил спикер.

«В этом докладе представлено много тенденций, связанных с процессами, которые происходят в системе образования, а выводы можно сделать не только относительно образования», - прокомментировал доклад Алексей Майоров.

Перед собравшимися также выступил директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. Он считает необходимым обратить внимание на аналитику в докладе и взаимосвязь индикаторов. «В первую очередь, важно понять, из-за чего эти показатели у нас именно такие, и определить наши цели», - обобщил эксперт. 



© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/eksperty-ranhigs-predstavili-issledovanie-rossijskoe-obrazovanie-v-kontekste-mezhdunarodnyh-indikatorov-video

СПРАВОЧНО:Доклад содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. В докладе не представлены рейтинги. Цель исследования – выяснить, чем российская система образования отличается от образовательных систем других стран, в какой степени соответствует мировым тенденциям и моделям и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах.

Согласно исследованию:

  • В общей численности жителей России старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44%, а бакалавры, специалисты и магистры – 55%. 
  • Аспирантуру или докторантуру в России в общей численности обладателей дипломов третичного образования прошли 1% респондентов. При этом в странах, входящих в Организацию европейского экономического сотрудничества, специалистов и магистров насчитывается 81%, а диплом среднего профессионального образования имеет 17% респондентов.
  • Россия занимает одно из ведущих мест в мире по доле граждан с третичным образованием, уступая Ирландии и Канаде. В то же время уровень занятости населения с полным средним образованием в России уступает показателям стран ОЭСР. Это может быть связано с низкой практической ориентированностью российского среднего образования.
  • Среди выпускников российских вузов больше всего представителей инженерных специальностей, на втором месте - выпускники, отучившиеся по направлению социальных наук и журналистики.
  • В Россию приезжает больше иностранных студентов, чем российских молодых людей обучается за рубежом: это соотношение составляет пять к одному.  Половина российских студентов за рубежом приходится на пять стран - Германию (17%), Чехию (10%), США (9%), Соединенное Королевство (7%) и Францию (6%).
  • На долю России приходится 6,8% мирового рынка третичного образования - процент иностранных студентов, обучающихся в стране в общей численности иностранных студентов в мире. По этому показателю РФ уступает только США, Великобритании и Австралии.

По информации сайтов www.ranepa.ru, sn.ria.ru, academia.interfax.ru, na.ria.ru

исследование образование в России СПО высшее образование РАНХиГС образование в мире общее образование