Аналитика

Региональные вузы не являются драйверами развития территорий



По мнению экспертов Счётной палаты, национальные проекты практически игнорируют вузы «второго эшелона». Так, сегодня есть регионы, где практически отсутствуют вузы с высоким и средним баллом ЕГЭ при поступлении студентов. Это означает, что эти образовательные организации имеют ограниченные возможности для формирования такого человеческого капитала, который мог бы в будущем перезапустить региональную экономику.

Первую проверку* Счетная палата провела в 2019 году в опорном Владимирском государственном университете им. Столетовых и классическом Ивановском государственном университете. Проверка показала, что оба вуза разработали собственные программы стратегического развития, их задачи соответствуют задачам госпрограммы «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», программы развития вузов взаимоувязаны со стратегиями социально-экономического развития регионов. Вместе с тем проверка выявила системные недостатки:

1. Не достигнут ряд целевых показателей деятельности университетов.

«В Указе № 204 Президент поставил задачу по модернизации профессионального образования, в том числе за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Соответствующие показатели в программы вузов включены, но по итогам 2018 года оба вуза их не выполнили. Так, Владимирский университет только на 75% выполнил показатель по доле обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам. А, например, фактический показатель Ивановского университета по доле образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий, в 14,5 раз ниже планового», - сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.

Различия в показателях трудоустройства выпускников говорят о разном уровне эффективности работы вузов с представителями реального сектора экономики. Число трудоустроенных выпускников Ивановского университета в последние годы сокращается. «Если в 2016 году работу нашли 60% бывших студентов Ивановского университета, то в 2017 – уже 55%, что ниже порогового значения 70%, установленного Минобрнауки.», - уточнила Галина Изотова.

Трудоустройство выпускников Владимирского университета в эти годы стабильно составляло 80%. Вместе с тем, Минобрнауки России не учитывает данный показатель в своем мониторинге эффективности вузов, каждый вуз рассчитывает его значение по-своему. «В отличие от Владимирского университета, у Ивановского вуза нет ни одной кафедры, созданной на базе научных, промышленных и других организаций. Общественно-деловые объединения не привлечены к решению вопросов развития вуза, не создан попечительский совет, что может указывать на отсутствие заинтересованности региональных организаций в выпускниках Ивановского университета. Об этом же свидетельствует зачисление студентов на целевые места – если Владимирским вузом выбрано 73,3% квоты на целевое обучение, то Ивановским – только 50%», - отметила заместитель Председателя СП.

2. Недостаточный уровень финансирования.

Большую часть затрат вузов составляют расходы на заработную плату и налоги, при этом затраты на развитие и материально-техническую базу незначительны. «В 18 учебно-лабораторных зданиях и общежитиях Владимирского вуза капитальный ремонт не проводился более 35 лет, в том числе в 2 зданиях – более 100 лет. Не соблюдаются нормативные сроки капремонта общежитий. В Ивановском университете в ремонте нуждаются 10 тыс. кв. м общежитий (36% от общей площади), у Владимирского - 746 кв. м (1,5 % от общей площади общежитий)», - отметила Галина Изотова.

3. Минобрнауки РФ выделяет незначительные контрольные цифры приема по некоторым направлениям обучения вузов.

Порой государственное задание на обучение студентов по некоторым направлениям подготовки может достигать 4-6 человек. «При отсутствии «платных» студентов реализация таких образовательных программ является заведомо убыточной, учитывая, что вуз не вправе отказаться от выполнения государственного задания, а оптимальное число студентов для выхода на рентабельность - 20-25 человек. В этой связиСчетная палата предлагает Минобрнауки России учитывать возможности организаций высшего образования по формированию учебных групп при распределении контрольных цифр приема», - отметила Галина Изотова.

4. Слабость собственных исследований и разработок вузов, низкий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Ассигнования на научные исследования из федерального бюджета резко сократились. Для Владимирского вуза до 48,5 млн рублей в 2018 году против 56 млн руб. в 2016. Финансирование исследовательских работ ивановских коллег за это время упало более чем вдвое.

5. Нарушения при реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

Ивановский университет принял и оплатил фактически невыполненные работы при строительстве и капитальном ремонте на общую сумму 5,6 млн рублей. По указанным нарушениям направлено обращение в Генеральную прокуратуру.

Таким образом, Ивановский и Владимирский университеты не достигли в 2016-2018 годах явного прогресса в модернизации профессионального образования. Основным фактором, сдерживающим развитие университетов, выступает ограниченность ресурсов для обновления и развития материально-технической базы, обеспечивающей их привлекательность на рынке образовательных услуг. Низкие темпы социально-экономического развития регионов не способствуют росту заинтересованности потенциальных работодателей в подготовке специалистов, что свою очередь продуцирует отток выпускников, молодых ученых и преподавателей вузов в более благоприятные с этой точки зрения регионы России.

На Коллегии присутствовал заместитель министра науки и высшего образования Сергей Кузьмин. Он заявил, что обозначенные проблемы будут решены. «Выявлены основные проблемы, которые, на мой взгляд, сейчас требуют решения. Министерство это делает в текущем году: мы меняем модель распределения контрольных цифр, с 2020 года средства на капитальный ремонт увеличатся с 3 млрд рублей до 17 млрд», - сообщилСергей Кузьмин.

Справочно:

*«Проверка деятельности организаций высшего образования, направленной на модернизацию профессионального образования, в том числе на формирование человеческого капитала, создание и использование инфраструктуры поддержки инноваций с учетом потребности экономики регионов, в 2016-2018 годах» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ивановский государственный университет» и в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

По информации сайта audit.gov.ru

образование в регионах высшее образование человеческий капитал модернизация образования региональное развитие