Главная новость

"Обязаловкой мы ничего не решим". Президент РФ провёл совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию



Проведённое Владимиром Путиным 6 февраля совместное расширенное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию было посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы с учётом задач, определённых майским Указом Президента, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства. Основное внимание присутствующие уделили вопросам соответствия системы среднего и высшего профессионального  образования требованиям экономики, ожиданиям государства и общества, формированию и внедрению новых инструментов взаимодействия образовательных и научных организаций, органов власти всех уровней и работодателей с целью сохранения и развития интеллектуального потенциала страны.

1. Ключевые положения выступления главы государства:

  • По всем направлениям демографического развития, включая просвещение и образование, нужно вести последовательную работу, в связи  с чем уже в начале следующего учебного года на Госсовете необходимо обсудить дальнейшее развитие всего общего образования.
  • Многое по укреплению высшей школы в регионах уже сделано, однако вопросов остается достаточно. Главный из них - сохраняющаяся сверхконцентрация образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге, но "решать эту проблему «по команде», чисто административно, говорить о высоких национальных интересах и задачах и забывать при этом о жизни, самих преподавателях, студентах было бы, конечно, ошибкой, грубой ошибкой".
  • Так как далеко не все высшие образовательные организации  в регионах в состоянии конкурировать со столичными городами,  многие  выпускники расположенных в субъектах РФ школ уезжают в столицы и обратно не возвращаются. Обязаловкой, с помощью той же системы распределения, проблему не решить. Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учёбы, возможности для достижения успеха.
  • Ежегодно с 2021 года мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы, и прежде всего в те, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах.
  • Потребность в кадровых ресурсах на местах постоянно растёт. В общей сложности за четыре года на эти цели планируется дополнительно направить порядка 70 млр. рублей. Так как этого недостаточно, прошу Правительство РФ реализовать комплекс мер по модернизации всей системы высшего образования в регионах.

Даже с учётом всех «отраслевых» вложений мы не изменим региональную высшую школу, не выведем её на новый уровень, если не добьёмся реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах.

2. Конкретные меры, предложенные Владимиром Путиным для решения обозначенных задач:

  • Первое. Консолидировать ресурсный потенциал образовательных организаций и научных институтов и там, где это обоснованно, ставить вопрос об их юридическом объединении. Речь идёт не о механическом слияниии, а о решениях, "которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах, обеспечат значительный рост качества образования и исследований в вузах". Для реализации этой цели  необходимы совместные кафедры и лаборатории, сетевое взаимодействие научных и образовательных команд, передовая инфраструктура, включая центры коллективного пользования, научные установки, базы данных. Отработать эти управленческие инструменты планируется на базе первых пяти научно-образовательных центров мирового уровня (их формирование которых начато в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях).

Сильная региональная высшая школа – это педагогические, медицинские, инженерные кадры, прорывные решения и разработки, целое созвездие инновационных компаний и стартапов, команд, реализующих общественные, культурные инициативы, а передовая инфраструктура вузов – это настоящий мотор развития городской среды.

  • Второе. Обновлять и строить в регионах современные студенческие городки с учебными аудиториями, спортивными сооружениями, технопарками, жильём для студентов, аспирантов и преподавателей. Уже в текущем году в целом на обновление материально-технической базы и капитальный ремонт вузов будет направлено 22 млрд. рублей из федерального бюджета.
  • Третье. Создавать конкурентную, привлекательную для молодёжи и сильных преподавателей сеть региональных вузов и университетов. Для реализации этого государственного приоритета следует " снять все барьеры, которые мешают самим регионам, бизнесу участвовать в решении этой задачи, причём не на словах, а на деле, на практике". В целом необходимо наделить субъекты РФ реальными полномочиями по развитию не только колледжей и техникумов, но и расположенных на их территориях организаций науки и высшей школы.

Вся отечественная высшая школа должна отвечать гигантской скорости технологических и общественных перемен, быть с ними, что называется, на одной волне. Прежде всего в вузы должны прийти специалисты-практики, работающие в реальной экономике, и, конечно, молодые, увлечённые исследователи и преподаватели. Причём именно в те регионы, где действительно необходимы и знания, и компетенции.

  • Обновить систему подготовки научных и преподавательских кадров высшей квалификации. Речь должна идти о серьёзных изменениях в работе аспирантуры, расширении механизмов целевого набора, чтобы соискатель научной степени вёл исследование в интересах конкретного вуза и научно-образовательного центра в регионе, затем приходил туда работать, создавал научную школу, новое, востребованное направление подготовки, вместе с предприятиями внедрял свои разработки на практике.

Нам нужно обязательно добиться такой связки между наукой, образованием и реальной жизнью, реальным производством.

  • Предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию, проходить обучение по смежным направлениям.
  • Убрать явные избыточные требования и регламенты, сделать более гибкими и современными образовательные стандарты, перечни специальностей и направлений подготовки.
  • Разрешить вузам с учётом запросов студентов, потребностей регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию, например навыки предпринимательской деятельности.

Всё, о чём говорю, напрямую касается также колледжей и техникумов. Нужно продолжить работу по их модернизации, учитывая возросшие требования к рабочим специальностям, для которых фактически уже необходимо высшее образование.

  • Увеличить размеры поддержки талантливых, целеустремлённых молодых людей за достижения научных, творческих результатов.

P.S. Подробнее в стенограмме.

По материалам сайта  www.kremlin.ru.

Фото: www.kremlin.ru.

владимир путин государственная образовательная политика образование в регионах СПО конкурентоспособность российского образования высшая школа региональное развитие подготовка кадров госполитика в сфере науки