Аналитика
Информационная открытость – это не про российское высшее образование
Мы живем в эпоху рейтингов и мониторингов. Благодаря искусственному интеллекту и большим данным измеряется все и везде. В этом смысле сфера образования не исключение: результаты образовательных рейтингов и их достижение находятся в последние пять лет в центре внимания российских вузов и органов управления образованием.При этом зачастую университеты публично рассказывают о своем образовательном или реже исследовательском процессе, при этом об управленческих и стратегических моментах в развитии практически ничего не слышно. «Это связано с тем, что для университетов вопрос стратегического развития может показаться не таким важным, – считает Вера Волянская, аналитик Центра трансформации образования «Сколково». – Если в бизнес-среде изменение внешних условий моментально ставит под угрозу существование устаревшего продукта, форму управления, организацию деятельности, то университеты способны инерционно пережить много внешних потрясений. К тому же рассказывать об управленческих успехах в академической среде просто не принято (в отличие опять же от достижений в исследованиях или в образовательной деятельности). Кроме того, меняется что-то не так уж часто, а рассказывать хочется себе подобным держателям процессов изменения – остальные, кто не был в этом бою, не поймут». Вместе с тем, по мнению экспертов, в последние годы ситуация стала иной. Эти изменения показывает и всероссийский конкурс «ПРЕСС-служба вузов РФ», который проводится с 2013 года.
На конференции «МЕДИАстратегии лидерства в образовании: корпоративный, национальный, международный уровни», которая состоялась в информационном агентстве Интерфакс, эксперты отметили, что среди информационно активных вузов наблюдается устойчивая тенденция повышения качества информационной работы вузов. Происходит освоение новых каналов и инструментов коммуникации со своими целевыми аудиториями.
В то же время доля информационно пассивных вузов увеличилась почти до 50%. У таких образовательных организаций по-прежнему отсутствует сформулированная стратегия информационной работы, минимизирован штат пресс-службы и максимально сжат финансовый ресурс для информационного позиционирования. Еще 35–40% вузов занимаются активной, но часто бессистемной и потому низкоэффективной информационной работой.
Основные коммуникационные каналы российских вузов – официальный сайт и аккаунты в соцсетях. При этом, если размещение информации на сайте вуза регламентируется Постановлением правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», то никаких регламентов для социальных сетей нет. И казалось бы, именно в соцсетях вузы могли бы развернуться, реализовать собственные коммуникационные стратегии, сообщать о важных мероприятиях и изменениях внутри вуза. Но количество вузов, которые имеют профили в соцсетях, незначительно.
Более того, по данным доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов – 2019», всего 7,7% российских университетов ежедневно публикуют информацию в своих аккаунтах. При этом уровень обратной связи остается крайне низким, в ряде случаев вузы даже пресекают возможность обратной связи.
Еще хуже обстоит дело с иноязычными информационными ресурсами вузов. По данным исследования Главэкспертцентра, на ноябрь 2019 года только 380 российских вузов имеют англоязычные версии сайтов, что составляет чуть больше половины от общего числа вузов; сайты на китайском языке имеют 98 вузов, на французском – 36, на немецком – 33, на испанском – 21, на арабском – 17.
Если говорить о качестве материалов на иноязычных версиях сайтов российских вузов, то эксперты РСМД отмечают низкое качество переводов, использование машинного перевода без какой-либо редактуры, отсутствие основной информации.
Таким образом, информационная открытость российских вузов миру остается на низком уровне. И это в целом негативно сказывается на имидже российского образования за рубежом. Только доступность информации и ее прозрачность формируют понимание и даже привлекательность российского образования.
Источник: www.ng.ru
информационная открытость экспорт образования конкурентоспособность российского образования продвижение информации интернационализация образования