Аналитика
Болевые точки российской аспирантуры
Новый закон «Об образовании» и Положение «О присуждении ученых степеней» уже изменили статус аспирантуры, содержание подготовки и требования к аспирантам, однако всех проблем не решили.
Проведя серию интервью с аспирантами и руководителями аспирантских программ, ученые ВШЭ назвали шесть главных «болевых точек», мешающих российской аспирантуре меняться. Также авторы привели примеры перспективных практик для преодоления системных проблем. Результаты исследования опубликованы в статье научных сотрудников Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Натальи Малашонок и Евгения Терентьева «На пути к новой модели аспирантуры», опубликованной в третьем номере «Вопросов образования».
Ключевыми проблемами авторы называют:
- Неэффективность отбора.
Зачастую вузы принимают аспирантов «вслепую», ошибаются, не имея достаточных знаний о кандидатах со стороны. Однако существуют удачные практики приема в университетах, внедривших систему учета индивидуальных достижений (разрешена Минобрнауки с 2017г.) и требующих от кандидатов подготовки реферата по предполагаемой теме диссертации.
- «Размывание» учебного плана.
Проблема связана с несбалансированностью его научной и педагогической «частей». Последняя обязательна для аспирантуры, но вузы прибегают к различным уловкам – например, вводят альтернативные формы педпрактики. Это перспективное решение, но еще нет консенсуса среди аспирантов и их руководителей, отмечают авторы. Мнение тех, кому преподавание «мешает» заниматься наукой, сталкивается с точкой зрения тех аспирантов, которые хотели бы заняться и преподавательской карьерой тоже.
- Трудности коммуникации между научным руководителем и аспирантом.
Причина – их простое «механическое» соединение без предварительного знакомства и обсуждения перспектив совместной работы. Тут часть вузов старается набирать в аспирантуру собственных выпускников. Авторы считают метод неудачным, чреватым будущим академическим инбридингом (найм на работу собственных выпускников). Перспективнее – требование к кандидатам заручиться согласием будущего научного руководителя.
- Низкая финансовая поддержка аспирантов.
Большинство аспирантов (90%) вынуждены заниматься оплачиваемой работой, не связанной с академической деятельностью. Три четверти респондентов сообщили о трудностях такого совмещения.. Для снятия остроты проблемы вузы используют две стратегии: оформление на работу в университет и грантовую поддержку вместе с дополнительными стипендиями.
- Неблагоприятный психологический климат.
В аспирантуре важны благоприятная обстановка, доброжелательное отношение со стороны научного руководителя, сокурсников, административных сотрудников вуза. Исследование показало, что в российских университетах не всегда сформирована такая среда. Системные решения проблемы отсутствуют, многое здесь зависит от индивидуальных усилий научного руководителя и коллег.
- Дефицит полезных педагогических практик.
От аспирантов требуют публиковать статьи в рецензируемых журналах и выступать на конференциях, но в аспирантуре этому не учат. Решая проблему, некоторые вузы ввели специальные курсы по исследовательской деятельности и поддерживают академическую мобильность.
Поскольку приведенные примеры не являются универсальными, исследователи советуют вузам заняться «внутриуниверситетским обследованием», чтобы лучше понимать проблемы поступающих, поступивших в аспирантуру и их научных руководителей.
аспирантура исследование ВШЭ