Аналитика

Положение России в международных рейтингах образования расходится с реальностью



Четыре процента населения с начальным образованием — это 5,6 млн. живущих сегодня россиян, которые не смогли усвоить программу начальной школы.  Они умеют читать, писать и считать, но не понимают, что читают, а пишут и считают с ошибками.

В этих случаях психологи говорят о функциональной неграмотности. Человек, не способный понимать прочитанное, не может адекватно приспособиться к жизни в меняющемся мире и не сможет освоить профессию.

Два процента населения, которые никогда нигде не учились, вероятно, попадают в категорию детей с ограниченными возможностями, а в большой стране пара процентов — это тоже миллионы человек.

 

В современной начальной школе внимание учителей в основном сосредоточено на умении складывать буквы в слова, а не на понимании смысла прочитанного, на технике чтения — количестве прочитанных в минуту слов. Пониманию прочитанного практически не учат, считают исследователи.

 

Специалисты отмечают, что в Финляндии, например, в начальных классах есть специальные программы обучения пониманию текста. Конечно, и у нас тоже есть учителя, которые учат понимать и думать. Но речь идет обо всей системе образования, которая направлена только на запоминание и повторение («мать учения»).

В 5–9-х классах материалы учебников усложняются. И дети, не научившиеся понимать тексты в начальных классах, с ними уже не справляются. Их просто отчисляют из школы. Вот еще две цифры из сборника НИУ ВШЭ: охват образованием детей от 5 до 14 лет — 97,6 процента, в 15–19 лет — 88,0 процента. То есть учат, а в итоге 12 процентов подростков оказываются выброшенными на улицу.

 

Психологи считают, если до 12 лет ребенка не научили понимать прочитанное, он пополнит функционально неграмотную часть населения. Исследования на эту тему в России поводились и проводятся, но они закрыты.

 

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС Елены Ленской, исходя из результатов исследований PISA, «от 16 до 20 процентов 15-летних ребятах не достигают функциональной грамотности по чтению, математике и основам естественных наук».

И вряд ли во взрослой жизни у таких детей дела с навыками понимания, которые сейчас стали называть «когнитивными», сложатся удачно.

 

В 2013 году ОЭСР провело в 35 странах (в том числе и в России) исследование ключевых компетенций взрослого населения PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies). В нем участвовало более 200 тыс. человек. В том числе, из России — 5 тыс. Исследователи изучали три ключевые компетенции: грамотность чтения, математическая грамотность и умение решать задачи в технологически насыщенной среде. В нашей стране результаты исследования не предавали широкой огласке почти семь лет.

Как поясняет заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов, первый показатель определяет умение человека работать с информацией, второй — степень владения абстрактной логикой. Но самый важный из показателей — третий, определяющий умение человека принимать самостоятельные решения на основе анализа данных, то есть способность думать и достигать своих целей, используя для этого современные технологии.

 

По первым двум показателям максимум определен у Японии (295 баллов). Далее следуют Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Швеция... Худший результат — у Италии и Испании, а у наших соотечественников результат чуть выше среднего по ОЭСР — 275 баллов.

 

А вот по третьему показателю — умению думать, самостоятельно решать задачи в технологически насыщенной среде — мы оказались на предпоследнем месте: только 40 процентов людей в возрасте от 16 до 24 лет и 10 процентов в возрасте 55–65 лет умеют это делать. Позади нас — только Польша. На первом месте — Корея. И дальше опять же Финляндия, Швеция, Нидерланды, Бельгия…

 

Конечно, отмечает Илья Коршунов, третий показатель к 60–65 годам снижается во всех странах, но в России этот процесс начинается раньше — в 40–45 лет. Потому и пик зарплат в России приходится именно на этот возраст. А в странах-лидерах рейтинга самые большие зарплаты у людей в 60–66 лет, и учатся там в системе непрерывного образования до 80 лет.

 

 «Это вопрос развития человеческого капитала. Качество рабочей силы влияет на производительность труда и на рост экономики в целом. Сегодня требуется совокупность компетенций, активности, трудоспособности работников, которые создают добавочную стоимость. А когнитивные навыки — это та основа, база, на которую надстраиваются быстро меняющиеся профессиональные навыки. К сожалению, мы сегодня отстаем от развитых стран именно в умении думать и оперативно решать текущие задачи и проблемы», - отмечает Илья Коршунов

 

Закладываться и формироваться это умение должно в школе, считает  Олег Подольский, руководивший проектом PIAAC в России в 2013 году (сейчас — директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета национальной технологической инициативы «2035»).

Он отмечает, что в странах-лидерах не только самые высокие результаты по грамотности чтения, но и  достижения взрослых по результатам исследования самые высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. «Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий — с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию», - считает Подольский.

 

И пусть гипотеза пока остается только гипотезой. Но, видимо, ее доказательство сможет объяснить, почему мы уже несколько десятилетий не можем нормально организовать экономику и наладить свою жизнь.

рейтинг исследование школа образование ВШЭ